Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Дальвест" Тешаева И.М.,
в отсутствие представителей заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (о дате, времени и месте рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/685 по обращению заказчика - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее также - УМВД России по Хабаровскому краю, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Дальвест" (ИНН 2725112379) (далее также - ООО "Дальвест", Общество), учредителе (генеральном директоре) Общества Тешаеве Ихтиёре Метиновиче (ИНН 272300233507) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 22.07.2022 N 0122100003022000034 на выполнение работ по капитальному ремонту здания ОМВД России по Аяно-Майскому району по адресу: с. Аян, ул. Вострецова, д. 5, литер А. (реестровый номер 1272103115022000038), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100003022000034,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - УМВД России по Хабаровскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Дальвест" (ИНН 2725112379), учредителе (генеральном директоре) Общества Тешаеве Ихтиёре Метиновиче (ИНН 272300233507) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 22.07.2022 N 0122100003022000034 на выполнение работ по капитальному ремонту здания ОМВД России по Аяно-Майскому району по адресу: с. Аян, ул. Вострецова, д. 5, литер А. (реестровый номер 1272103115022000038), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122100003022000034.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - УМВД России по Хабаровскому краю проведен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания ОМВД России по Аяно-Майскому району по адресу: с. Аян, ул. Вострецова, д. 5, литер А.
Извещение N 0122100003022000034 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) - 30.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 952 890,90 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 08.07.2022 09:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.07.2022.
Согласно протоколу N 42 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион N 0122100003022000034 признан несостоявшимся.
Комиссия заказчика, рассмотрев единственную заявку ООО "Дальвест" на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, приняла решение о признании заявки соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
22.07.2022 между заказчиком - УМВД России по Хабаровскому краю и ООО "Дальвест" (далее также - Подрядчик) заключен контракт 0122100003022000034 (реестровый номер 1272103115022000038) (далее также - контракт) с ценой контракта 1 952 890,90 рублей (п. 2.1 контракта).
В соответствии в п. 1.1 контракта Подрядчик обязуется своим иждивением (из своих строительных материалов, собственными либо привлеченными силами и средствами) в установленный контрактом срок в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ выполнить работы по капитальному ремонту здания ОМВД России по Аяно-Майскому району по адресу: с. Аян,ул. Вострецова, д. 5, литер А (далее - Объект) и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 1.2 контракта работы выполняются в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту), Дефектной ведомостью (приложение N 2 к контракту), Ведомостью объемов конструктивных решений (приложение N 4 к контракту), Сметой контракта (приложение N 5 к контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 6 к контракту). Работы должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации, СНиП, СП, ВСН, МДС, ППБ, СанПиН, ПУЭ и технологических регламентов, а материалы и оборудование, используемые при выполнении работ, должны иметь соответствующие сертификаты согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 4.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить надлежащим образом работы в объеме и в сроки, установленные контрактом, выполнять гарантийные обязательства по контракту.
Согласно п. 4.1.20 контракта Подрядчик за 5 (пять) дней до начала производства работ представляет Заказчику на согласование списки работников, их паспортные данные (включая копии паспортов) и иные сведения, необходимые для оформления соответствующего доступа на объект Заказчика. Подрядчик в срок, не превышающий 2 (два) рабочих дня направляет Заказчику списки на замену не прошедших проверку работников.
П. 3.1 контракта установлен срок выполнения работ: работы выполняются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 6 к контракту).
Дата начала выполнения работ - с 01 августа 2022 года (п. 3.1.1 контракта).
Дата окончания выполнения работ - 30 ноября 2022 года включительно. Датой окончания выполнения работ, предусмотренных контрактом, считается дата подписания Заказчиком документа о приемке (акта о приемке выполненных работ) (п. 3.1.2 контракта).
В силу п. 5.1 контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов (сформированный в единой информационной системе и подписанный электронной подписью структурированный документ о приёмке, счёт, счёт-фактура), подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ, и условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Настоящий Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; по решению суда; в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 12.3 контракта).
В соответствии с п.п. 12.5.1, 12.5.2 контракта Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем внесудебном порядке при существенном нарушении условий контракта Подрядчиком: если Подрядчик не приступает своевременно к выполнению работ или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку, указанному в пп. 3.1.2. контракта становится явно невозможным; если Подрядчик нарушил условия исполнения контракта и в назначенный срок не устранил нарушения, либо нарушения являются существенными и неустранимыми, а также в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Материалами дела установлено следующее.
П. 3.1 контракта установлена дата начала выполнения работ - с 01 августа 2022 года (п. 3.1.1 контракта), дата окончания выполнения работ - 30 ноября 2022 года включительно (п. 3.1.2 контракта).
Согласно п. 7.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по обеспечению объекта материалами, изделиями в количестве и в соответствии с условиями Контракта.
По состоянию на 06.10.2022 Подрядчик к выполнению работ на объекте не приступил, необходимые материалы на объект не завез.
Также, в нарушение требований п. 4.1.20 контракта, Подрядчик за 5 (пять) дней до начала производства работ не представил Заказчику на согласование списки работников, их паспортные данные (включая копии паспортов) и иные сведения, необходимые для оформления соответствующего доступа на объект Заказчика, о чем в адрес Подрядчика направлены претензии от 11.08.2022 N 32/33-1144, от 05.09.2022 N 32/33-1262, от 30.09.2022 N 32/33-1372.
В связи с тем, что завершение работ до 30.11.2022 невозможно, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 11.10.2022 решения расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.10.2022 размещено заказчиком в ЕИС 11.10.2022.
Контракт расторгнут с 24.10.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/685, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФN 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 11.10.2022.
24.10.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пояснениям генерального директора ООО "Дальвест", в соответствии с п. 7.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по обеспечению объекта материалами, изделиями в количестве и в соответствии с условиями контракта. Учитывая отдаленность объекта, на котором необходимо произвести капитальный ремонт, а также отсутствие строительных материалов в месте нахождения объекта, возникла необходимость в приобретении Обществом материалов в г. Хабаровске и доставке их в с. Аян водным транспортом. Во исполнение данного контракта Общество закупило строительные материалы, загрузило их в контейнер и, с целью доставки данных материалов к месту выполнения работ, заключило договор от 10.07.2022 N083/10/07-22 на транспортное обслуживание с ООО "Транспортная компания "Купец-ДВ". По условиям договора от 10.07.2022 N083/10/07-22 строительные материалы должны были быть доставлены транспортной компанией в период с 10 июля до 30 сентября 2022 года. Однако доставка строительных материалов в с. Аян и в частности в адрес ОМВД по Аяно-Майскому району не предоставлялась возможным из-за сложившихся погодных условий, не пригодных для судоходства. Иного пути доставки контейнера со строительными материалами в место нахождения объекта материалов в с. Аян, кроме как водным транспортном, не имеется. Таким образом, из-за отсутствия строительных материалов, не предоставлялось возможным провести капитальных ремонт объекта в сроки, указанные в контракте.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с пп. "в" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что во исполнение контракта Общество закупило строительные материалы и заключило договор от 10.07.2022 N083/10/07-22 на транспортное обслуживание с ООО "Транспортная компания "Купец-ДВ" с целью доставки данных материалов к месту выполнения работ. По условиям договора от 10.07.2022 N083/10/07-22 строительные материалы должны были быть доставлены в с. Аян транспортной компанией в период с 10 июля до 30 сентября 2022 года. Однако доставка строительных материалов в с. Аян и в частности в адрес ОМВД по Аяно-Майскому району не предоставлялась возможным из-за сложившихся погодных условий, не пригодных для судоходства, о чем Общество было уведомлено транспортной компанией письмом из от 06.10.2022 N256, при этом иного пути доставки строительных материалов в место нахождения объекта в с. Аян, кроме как водным транспортном, не имеется.
Таким образом, учитывая то, что Обществом приняты меры для выполнения условий контракта, однако, по причинам, не зависящим от Общества (погодные условия, не доставка строительным материалов) провести капитальный ремонт объекта в установленные в контракте сроки не предоставляется возможным, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - УМВД России по Хабаровскому краю об ООО "Дальвест" (ИНН 2725112379), учредителе (генеральном директоре) Общества Тешаеве Ихтиёре Метиновиче (ИНН 272300233507), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - УМВД России по Хабаровскому краю об ООО "Дальвест" (ИНН 2725112379), учредителе (генеральном директоре) Общества Тешаеве Ихтиёре Метиновиче (ИНН 272300233507), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 ноября 2022 г. N РНП-538
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022