Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителя заказчика - государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации Степико С.А. по доверенности от 03.01.2022 N 13,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим порядком),
рассмотрев материалы дела N 7-3/695 по обращению заказчика - государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ-ХРО ФСС России, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Металлэксперт" (ИНН 3328022057) (далее - ООО "Металлэксперт", Общество) и учредителе (директоре) Общества Чувилине Илье Станиславовиче (ИНН 332714210533) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 20.04.2022 N321 (реестровый номер 1270000018322000136) на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме N 0222100000222000049, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Металлэксперт",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ГУ-ХРО ФСС России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057) и учредителе (директоре) Общества Чувилине Илье Станиславовиче (ИНН 332714210533) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 20.04.2022 N321 (реестровый номер 1270000018322000136) на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме N 0222100000222000049, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Металлэксперт" (далее также - Исполнитель).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
ГУ-ХРО ФСС России проведен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве.
Извещение N 0222100000222000049 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.03.2022.
Начальная цена контракта: 425 000,00 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем торгов признан участник закупки идентификационный N 111622006 (заявка ООО "Металлэксперт"), с ценовым предложением 399 000,00 рублей.
20.04.2022 между заказчиком и победителем закупки ООО "Металлэксперт" заключен государственный контракт N 321 (реестровый номер (реестровый номер 1270000018322000136)) (далее - Государственный контракт), с ценой Государственного контракта 399 000,00 рублей (п. 3.1).
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель по заданию Государственного заказчика обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, выполнить работы по обеспечению застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве (далее - Получатель) протезом голени модульного, в том числе при недоразвитии (далее - Изделие) в 2022 году по направлениям Государственного заказчика (далее - Направления).
В соответствии с п. 3.1 Государственного контракта объем работ по Государственному контракту составляет - 1 (Одно) изделие и указаны в Приложении N 1 к настоящему Государственному контракту.
П. 2.2.1 Государственного контракта установлен срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта и по 30 ноября 2022 года. Срок выполнения работ не более 60 (Шестидесяти) дней с момента обращения Получателя к Исполнителю с Направлением Государственного заказчика.
Согласно п. 2.2.2 Государственного контракта место выполнения работ: Северо-Западный ФО, Санкт-петербург, пр. Б. Сампсониевский, д. 60, лит. А. Прием заказов, снятие мерок (примерка, индивидуальная подгонка (доработка) (при необходимости), а также выдача готовых изделий должна осуществляться в пункте, организованном исполнителем в городе Санкт-Петербург Российской Федерации.
Обязанности исполнителя установлены в п. 5.2 Государственного контракта.
Так в соответствии с п.п. 5.2.1-5.2.5 Государственного контракта Исполнитель обязан выполнить работы по обеспечению Получателя Изделием, указанным в Приложении N 1 в установленный срок и после предоставления Направления, в соответствии с условиями и способами выполнения работ, указанными в п.2.2. настоящего Государственного контракта. В течение 2 рабочих дней с даты заключения Государственного контракта определить ответственное лицо для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе исполнения обязательств по Государственному контракту, с указанием фамилии, имени, отчества, должности и номера телефона, и письменно уведомить об этом Государственного заказчика. Снять мерки, изготовить, примерить, индивидуально подогнать и выдать Изделие Получателю, имеющему Направление Государственного заказчика, обучить Получателя пользованию изготовленным Изделием. Осуществлять консультативно-практическую помощь Получателю по использованию Изделия. При обеспечении Получателя Изделием оформить Акт приема-передачи выполненных работ, который подписывается Исполнителем и Получателем.
Порядок и сроки приемки Государственным заказчиком результатов исполнения Государственного контракта установлены в разделе 7 Государственного контракта.
Согласно п. 7.6 Государственного контракта выдача Изделия Получателю оформляется Актом приема-передачи выполненных работ. Указанный Акт оформляется в 3 (трех) экземплярах, один из которых передается Государственному заказчику, один остается у Исполнителя, один - у Получателя. Датой выполнения работ по настоящему Государственному контракту является дата подписания Исполнителем и Получателем Акта приема-передачи выполненных работ.
В силу п.п. 5.3.1-5.3.4 Государственного контракта Государственный заказчик имеет право проверять ход, срок и соответствие выполняемых работ, предусмотренных настоящим Государственным контрактом. Требовать от Исполнителя, надлежащего выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Государственным контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков. В случае выполнения Исполнителем работ или их объема, не предусмотренных настоящим Государственным контрактом, отказаться от их оплаты и потребовать возврата уплаченных Исполнителю денежных средств в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения Исполнителем письменного требования. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и расторгнуть Государственный контракт в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящий Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 30 декабря 2022 года, а в рамках взаиморасчетов и проведения их выверки до полного исполнения Сторонами своих обязательств (п.10.1 Государственного контракта).
В соответствии п. 10.4 Государственного контракта расторжение Государственного контракта осуществляется по соглашению Сторон или по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Государственного контракта Стороной Государственного контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из обращения заказчика, согласно п. 5.4.1 Государственного контракта после подписания контракта заказчик выдает направление Получателю для обеспечения Изделием, предусмотренным контрактом.
Заказчик 22.04.2022 выдал Получателю направление N 2700_000415 на получение либо изготовление технических средств реабилитации (далее также - Направление N 2700_000415).
Направление N 2700_000415 также 22.04.2022 отправлено Исполнителю по электронной почте.
Письмом от 18.05.2022 N 12-04/07-2509 ГУ-ХРО ФСС России направило Направление N 2700_000415 в адрес ООО "Металлэксперт" и запросило информацию об адресе пункта, куда необходимо прибыть Получателю для снятия мерок в соответствии с п. 2.2.2 Государственного контракта.
Письмом от 20.05.2022 N 85 ООО "Металлэксперт" сообщило о невозможности связаться с Получателем..
ГУ-ХРО ФСС России письмом от 25.05.2022 N 12-04/07-2645 сообщило Исполнителю, что переданные контактные данные Получателя актуальны. Получателю сообщено по телефону о необходимости связи с Исполнителе. Исполнителю предложено направить вызов по месту проживания.
Письмом от 06.06.2022 N 100 Исполнитель сообщил, что работы будут
выполняться по адресу: Северо-Западный ФО, Санкт-Петербург, пр. Б.Сампсониевский, д.60, лит.А.
Получатель сообщил в ГУ-ХРО ФСС РФ что готов вылететь для протезирования 04.10.2022 в пункт, организованный Исполнителем в г. Санкт-Петербурге.
В связи с отсутствием от Исполнителя вызова для Получателя с подтверждением даты вылета и невозможностью дозвониться по телефону до Исполнителя, ГУ-ХРО ФСС России письмом от 22.09.2022 N 12-04/07-5084 повторно сообщило о готовности Получателя вылететь в г. Санкт-Петербург на протезирование 04.10.2022. Исполнителю предложено до 23.09.2022:
- подтвердить готовность принять Получателя, сообщить информацию о встречающем представителе;
- кроме того, поскольку в письме от 06.06.2022 N 100 Исполнитель сообщил неполный адрес места прибытия Получателя для протезирования (г. Санкт-Петербург, пр. Б.Сампсониевский, д.60, лит.А.), по которому расположено шестиэтажное здание в котором (по информации с сайта 2gis.ru) размещено 23 организации, Исполнителю предложено представить точный адрес пункта приема в г. Санкт-Петербург.
Ответ на запросы ГУ-ХРО ФСС России не получены, готовность принять получателя не подтверждена, точный адрес пункта приема Получателя не представлен.
Учитывая изложенное, с момента передачи Исполнителю обращения Получателя к Исполнителю с направлением на протезирование (письмо от 18.05.2022 N 12-04/07-2509) прошло более 60 дней. Работы в срок, установленный п. 2.2.1 Государственного контракта (не более 60 дней с момента обращения Получателя к Исполнителю с Направлением Государственного заказчика) не выполнены. Исполнитель не организовал и не сообщил адрес пункт для приема Получателя в г. Санкт-Петербург.
При таких обстоятельствах Исполнитель не выполнил свои обязательства по контракту, предусмотренные п.п. 1.1., 2.1.2, 2.2.1, 2.2.2., 5.2.1 Государственного контракта, не выполнил предусмотренные Государственным контрактом работы и не обеспечил Получателя Изделием в установленный срок.
В связи с тем, что на дату 12.10.2022 Исполнитель так и не приступил к выполнению работ, не подтвердил готовность принять Получателя, не снял мерки, не изготовил и не выдал Изделие Получателю, данный факт явился основанием для принятии заказчиком 12.10.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и направлено Поставщику 12.10.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта Исполнителем нарушения условий контракта не устранены, работы, предусмотренные Государственным контрактом, не выполнены, Получатель не обеспечен Изделием, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.10.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 25.10.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/695, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Исполнителем не устранены нарушения условий контракта, работы, предусмотренные Государственным контрактом, не выполнены, Получатель не обеспечен Изделием, в том числе не направлена информация о готовности принятия Получателя для выполнения работ по снятию мерок.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 12.10.2022. Контракт расторгнут с 25.10.2022.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "Металлэксперт" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что пояснения Исполнителя в адрес Хабаровского УФАС России не поступали, Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта.
Таким образом, ООО "Металлэксперт" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - ГУ-ХРО ФСС России об ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057) и учредителе (директоре) Общества Чувилине Илье Станиславовиче (ИНН 332714210533) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ГУ-ХРО ФСС России об ООО "Металлэксперт" (ИНН 3328022057) и учредителе (директоре) Общества Чувилине Илье Станиславовиче (ИНН 332714210533), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 ноября 2022 г. N РНП-541
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022