Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей:
от заказчика - ФКУ "ДВОУМТС МВД России": Ермолин Иван Николаевич, представитель по доверенности N43 от 18.10.2022;
от ООО "Лан-Проект": Плюснин Антон Сергеевич, представитель по доверенности N Кр-1663/22 от 31.10.2022.
рассмотрев материалы дела N 7-3/727 по обращению ФКУ "ДВОУМТС МВД России" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Лан-Проект" (ИНН 7723171378), а также директоре/учредителе общества Крохине Сергее Львовиче (ИНН 771771601993) в связи с односторонним отказом от контракта N2222188200832002721025301/83 от 29.03.2022 на поставку аппаратно-программных комплексов для съёма, исследования и анализа данных из мобильных устройств (извещение N0322100001922000060) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участником осуществления закупки ООО "Лан-Проект",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт N2222188200832002721025301/83 от 29.03.2022 на поставку аппаратно-программных комплексов для съёма, исследования и анализа данных из мобильных устройств между ФКУ "ДВОУМТС МВД России" и ООО "Лан-Проект" заключен по результатам проведения электронного аукциона N0322100001922000060 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 11121670.00 рублей.
Контракт заключен по цене 11121670,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется поставить аппаратно-программные комплексы для съема, исследования и анализа данных из мобильных устройств (далее - Товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку Товара.
Согласно пункту 2.1 контракта поставка товара со всеми необходимыми документами производится Поставщиком в течение 120 календарных дней включительно с момента заключения государственного контракта в адрес обособленного подразделения Заказчика, ДВБХР ФКУ "ДВОУМТС МВД России", расположенного по адресу: 680032, г.Хабаровск, пер. Целинный, 41 (далее - Грузополучатель). Товар может быть поставлен партиями.
Пунктом 3.2.4.1 контракта установлено, что при приемке товара по качеству и комплектности поставщик обязан представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю) документы, подтверждающие сведения о стране происхождения Товара, при этом указано что в случае производства товара на территории Российской Федерации сведения о стране происхождения товара должны быть подтверждены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, путем предоставления предусмотренных подпунктами "а", "б" или "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) документов, подтверждающих производство поставляемого по Контракту товара на территории Российской Федерации.
В случае, если российское происхождение товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации (в том числе постановлений Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г N 878, от 30 апреля 2020 г. N 616 и 617) может быть подтверждено только путем включения сведений о поставляемом товаре в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) - сведения о российском происхождении товара в ходе исполнения Контракта могут быть подтверждены только путем предоставления Заказчику выписки из указанного реестра, с указанием номера реестровой записи поставляемого товара.
Данное требование является существенным условием (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации) Контракта, включенным по требованию одной из сторон - Заказчика (на исполнение которого Поставщик добровольно соглашается путем подачи заявки на участие в торгах и (или) путем заключения Контракта) в целях защиты интересов Российской Федерации от поставки в ходе исполнения Контракта под видом техники российского производства иностранной техники.
Согласно п. 14.1 настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до "31" декабря 2022 года включительно, а в части оплаты и по гарантийным обязательствам - до дня их полного исполнения.
Согласно п. 7.4.5 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным п.1 ст. 463, абз. 2 ст. 464, п.1 ст. 480, ч.2 ст.523 Гражданского кодекса РФ: отказ Поставщика передать Заказчику Товар, принадлежности или документы к нему; невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара; поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены до окончательного срока поставки Товара, указанного в п. 2.1. Контракта; неоднократного (два и более) нарушения срока поставки Товара.
Как установлено материалами дела ООО "Лан-Проект" направлено в адрес Заказчика письмо от 28.04.2022 N ЕА-22/2804-2 о возможности поставки оборудования с улучшенными характеристиками, не противоречащими параметрам в техническом задании аукционной документации, и по той же стоимости. В приложении к письму Поставщик приложил Заключение эксперта ООО "Московское городское Бюро товарных экспертиз" от 20.04.2022 NТ-0620.
25.05.2022 заключено дополнительное соглашение N1 к контракту.
27.07.2022 обществом направлено письмо (исх. N БЯ-22/2707-1) с просьбой письменно сообщить о потребности в товаре, а также готовности принять его после окончания срока поставки по контракту, в связи с введением новых санкций и поиском новых поставщиков, также поставщик сообщил что, поставляемый товар находится в сборке и подготовке к приемке.
28.07.2022 заказчиком в адрес ООО "Лан-Проект" направлено письмо (исх. NД/4-3532) о потребности в товаре по контракту после окончания срока поставки до 01.09.2022 включительно.
05.10.2022 заказчиком в адрес ООО "Лан-Проект" направлен запрос (исх. NД/4-4661) о ходе исполнения контракта.
05.10.2022 ООО "Лан-Проект" направлен ответ (исх. N ОК-1361/22), что поставляемый товар находится в сборке и подготовке к приемке, а также, что Товар находится на завершающем этапе регистрации в реестре промышленной продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг).
В связи с тем, что поставщик ООО "Лан-Проект", не поставил аппаратно-программные комплексы для съёма, исследования и анализа данных из мобильных устройств, заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (решение от 11.10.2022 NД/4-4786).
19.10.2022 ООО "Лан-Проект" в адрес заказчика направлено возражение (исх. N ОК-1535/22) на решение об одностороннем расторжении договора, с просьбой рассмотрения возможности отмены процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
В результате изучения материалов дела 7-3/727, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
11.10.2022 заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (решение от 11.10.2022 NД/4-4786).
12.10.2022 решение о расторжения контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС и направлено ООО "Лан-Проект" электронной почтой.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
25.10.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт от 29.03.2022 N2222188200832002721025301/83 расторгнут в указанную дату.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки ООО "Лан-Проект" в адрес Хабаровского УФАС России представлены пояснения согласно которым, аппаратно-программные полностью готовы к поставке грузополучателю. Товар не поставлен по причине длительной регистрации аппаратно-программных комплексов в Минпромторг. (Процедура регистрации в Минпромторг начата весной 2021, при подаче заявки на аукцион общество рассчитывало, что на момент поставки аппаратно-программные комплексы будут внесены в реестр).
Указанный довод, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Пунктом 3.2.4.1 проекта контракта (приложение к извещению об осуществлении закупки) установлено, что при приемке товара по качеству и комплектности поставщик обязан представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю) документы, подтверждающие сведения о стране происхождения Товара, при этом указано что в случае производства товара на территории Российской Федерации сведения о стране происхождения товара должны быть подтверждены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, путем предоставления предусмотренных подпунктами "а", "б" или "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) документов, подтверждающих производство поставляемого по Контракту товара на территории Российской Федерации.
В случае, если российское происхождение товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации (в том числе постановлений Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г N 878, от 30 апреля 2020 г. N 616 и 617) может быть подтверждено только путем включения сведений о поставляемом товаре в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) - сведения о российском происхождении товара в ходе исполнения Контракта могут быть подтверждены только путем предоставления Заказчику выписки из указанного реестра, с указанием номера реестровой записи поставляемого товара.
Данное требование является существенным условием (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации) Контракта, включенным по требованию одной из сторон - Заказчика (на исполнение которого Поставщик добровольно соглашается путем подачи заявки на участие в торгах и (или) путем заключения Контракта) в целях защиты интересов Российской Федерации от поставки в ходе исполнения Контракта под видом техники российского производства иностранной техники.
ООО "Лан-Проект" при подаче заявки на участие в закупке выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. К поставке предложен товар производства Российская Федерация, при этом на момент направления заявки товар не зарегистрирован в Минпромторг, поставщиком не направлялось жалоб на положения документации о закупке, а также не предпринималось попыток поставить товар грузополучателю.
Таким образом, обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, основания для принятия решения об отказе во ООО "Лан-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Лан-Проект" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Лан-Проект", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Обществом не представлено доказательств намерения, предпринимаемых попыток исполнения обязательств по контракту в предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе срок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные ФКУ "ДВОУМТС МВД России" об ООО "Лан-Проект" (ИНН 7723171378), а также директоре/учредителе общества Крохине Сергее Львовиче (ИНН 771771601993) в связи с односторонним отказом от контракта N2222188200832002721025301/83 от 29.03.2022 на поставку аппаратно-программных комплексов для съёма, исследования и анализа данных из мобильных устройств (извещение N0322100001922000060) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 ноября 2022 г. N РНП-27-543 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее исполнение - промышленные товары - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022