Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения в порядке ВКС, направленные ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Псковской области" (далее - Заказчик) (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (адрес: 111399, г. Москва, ул. Металлургов д.60А, комната 2; ИНН 2901287930), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги формата А4 (номер извещения: 0857100000321000075),
УСТАНОВИЛА:
25 октября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (адрес: 111399, г. Москва, ул. Металлургов д.60А, комната 2; ИНН 2901287930), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги формата А4 (номер извещения: 0857100000321000075).
Рассмотрение сведений состоялось 03 ноября 2022 года в 17 часов 00 минут, с учетом объявленного перерыва с 03 ноября 2022 года с 15 часов 00 минут, объявленного для предоставления сторонами дополнительных объяснений и документов по делу.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0857100000321000075 о проведении аукциона - 15.06.2021 16:31.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 100 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.07.2021 N0857100000321000075-1, на участие в аукционе подана одна заявка ООО "Вектор, соответствии с ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе принято решение о заключении контракта с единственным участником.
6) 16.07.2021 года Заказчиком заключен контракт N 1602714393821000111 на поставку бумаги формата А4, с ценой контракта 3 100 000,00 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. Контракта предметом Контракта является поставка бумаги формата А4.
В соответствии со спецификацией (приложение к контракту N2) поставка должна быть произведена в следующих объемах:
Поставка в 2022 году
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол- во |
Цена, Руб. |
Сумма, руб. |
1 |
г. Псков, ул. Новаторов, д.7 |
||||
1. |
Бумага формата А4, Страна происхождения - Россия |
пачка |
400 |
250,00 |
100 000,00 |
|
Итого: |
100 000,00 |
Итого на сумму: 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
Поставка в 2023 году
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол- во |
Цена, Руб. |
Сумма, руб. |
1 |
г. Псков, ул. Новаторов, д.7 |
||||
1. |
Бумага формата А4, Страна происхождения - Россия |
пачка |
12000 |
250,00 |
3 000 000,00 |
|
Итого: |
3 000 000,00 |
В соответчики с пунктом 3.1 Контракта, поставка товара осуществляется Поставщиком в течении 10 календарных дней с даты получения заявки от Заказчика, в которой указывается количество поставляемой продукции в соответствии со Спецификацией. Сроки направления Заказчиком заявок:
- на ЛБО 2022 года не ранее 24.12.2021 и не позднее 01.12.2022 года;
- на ЛБО 2023 года не ранее 23.12.2022 и не позднее 01.12.2023 года.
В соответствии с пунктом 13.3 Контракта любого рода уведомления, одобрения, запросы и другая корреспонденция, необходимая для выполнения обязательств Сторон по настоящему Контракту, направляется в письменном виде и доставляется нарочным или заказным письмом с уведомлением о вручении за счет направляющей Стороны.
14.03.2022 ООО "Вектор" направляет в адрес Заказчика письмо с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, заключающихся в прекращении поставки бумаги производителями на территории РФ (исх. N 91 от 14.03.2022, вх. N 3411 от 23.03.2022). Ответа в материалы дела не представлено.
15.03.2022 ООО "Вектор" направляет письмо в адрес Заказчика с просьбой увеличения цены единицы товара по контракту (исх. N 91 от 15.03.2022). Подтверждения направления указанного письма, ответа заказчика в материалы дела не представлено. Ответа в материалы дела не представлено.
01.04.20200 ООО "Вектор" направляет в адрес Заказчика письмо о том, что Поставщик не имеет возможности спрогнозировать наличие необходимого товара и его цену, в связи с чем сообщает о необходимости изменения цены и количества поставляемого товара либо о расторжении контракта по соглашению сторон (исх. N127 от 01.04.2022, вх. N 4263 от 07.04.2022). Ответа в материалы дела не представлено.
14.09.2022 Заказчик направляет заявку ООО "Вектор" на поставку 400 пачек бумаги. В материалы дела представлен скриншот электронной почты Заказчика, подтверждающий направление заявки Поставщику по электронной почте. Указанное письмо содержит ссылки на документы, датированные позднее 14.09.2022, что вызывает сомнения у Комиссии по поводу достоверности представленного письма.
27.09.2022 Заказчиком направлена претензия ООО "Вектор" о неисполнении условий контракта, с установлением срока исполнения обязательств до 05.10.2022.Подтверждения направления не представлено, Поставщик не отрицает получение данной претензии.
04.10.2022 ООО "Вектор" направляет Заказчику письмо о том, что поставка планируется 14.10.2022-20.10.2022. Подтверждения направления не представлено, Заказчик не отрицает получения указанного письма.
В соответствии с пунктом 10.2 Контракта государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
11.10.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пункт 10.5 Контракта устанавливает, что решение Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Государственным заказчиком подтверждения о его вручении Поставщику. Выполнение Государственным заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Государственным заказчиком подтверждения о вручении Поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии Поставщика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 11.10.2022 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Вектор" о расторжении с ним контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 24 октября 2022 года.
В соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
При рассмотрении сведений в отношении ООО "Вектор" Комиссия учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Под пунктом б) пункта 13 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, Псковское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов, а именно предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Псковское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Вектор" осуществлял действия, направленные на исполнение обязательств по заключенному Контракту, в частности, 01.10.2022 им был заключен с ООО "СК-Сервис" договор поставки, также представлено платежное поручение указанного договора; направлял в адрес Заказчика письмо с просьбой о расхождении контракта по соглашению сторон из-за введения в отношении РФ санкций, в связи с чем исполнение контракта могло быть затруднено; в адрес Заказчика направлялось письмо с просьбой увеличения цены, поскольку ввиду сложившейся экономической ситуацией невозможно спрогнозировать цену за пачку бумаги; Общество не уклонялось от общения с Заказчиком, напротив, в материалы дела не представлено ни одного письменного ответа на обращения Общества.
Кроме того, Комиссией исследован вопрос о добросовестности Общества, в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому Обществом было заключено 89 контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе с 2018 года, что свидетельствует о добросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контрактам в сфере государственных закупок.
Также, учитывается, что по Контракту в 2022 году исполнению подлежало около 3 процентов, остальная поставка должна была быть осуществлена в 2023 году.
Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Ни Закон контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае Комиссия Псковского УФАС России полагает, что обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что действия ООО "Вектор" были направлены на умышленное ненадлежащее исполнение Контракта.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, ООО "Вектор" не может быть признан недобросовестным поставшиком в смысле приведенных выше положений нормативно-правовых актов.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся сведений и фактов, основания для включения сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения представленные ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (адрес: 111399, г. Москва, ул. Металлургов д.60А, комната 2; ИНН 2901287930), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги формата А4 (номер извещения: 0857100000321000075) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 ноября 2022 г. N РНП 060/06/95-435/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022