Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Кредо Юнион" на положение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку каменного угля (номер извещения:0857200000222000550) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 Заказчиком объявлен запрос котировок в электронной форме на поставку каменного угля (номер извещения:0857200000222000550).
Извещение N0857200000222000550 о проведении вышеуказанного запроса котировок размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 26.10.2022 10:24.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 112 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок -02.11.2022 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
31.10.2022 года (вх.N542-ЭП/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 08.11.2022 года в 15 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 11.00, в связи с технической неисправностью средств подключения.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 542-ЭП/22 от 31.10.2022 г., дополнение к жалобе исх.N08/11/22-5 от 08.11.2022 и N08/11/22-3 от 08.11.2022 г.):
Заказчик, указал в описании объекта закупки фракцию каменного угля 60-130 мм, чем ограничил конкуренцию, поскольку согласно положениям ГОСТ 19242-73 и ГОСТ Р 59245-2020 диапазон показателя размер кусков (фракция) от 50 до 200 (300) мм.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения N718 от 07.11.2022 года, б/н от 08.11.2022, в материалах дела):
В соответствии с пунктом 1 Примечания ГОСТ допускаются классы с заменой соответственно верхнего и нижнего пределов крупности 100 мм на 80 мм, 50 мм на 40 мм, 25 мм на 20 мм, 13 мм на 10 мм и 6 мм на 5 (8) мм, а также совмещенные классы ПК, КО, ОМ, МС при условии соотношения между нижним и верхним пределом не более 1:4.
В данном случае запрашивается к поставке угля марка совмещённого класса ПК (плитный, крупный), где размеры кусков нижнего предела составляют 60 мм, верхнего - 130 мм, что соответствует требованиям настоящего ГОСТ, а именно соотношением между нижним и верхним пределом не более 1:4.
Размер кусков именно этой фракции 60-130 мм обусловлен техническими параметрами котельных. Требуются высокие показатели к теплотворной способности угля. Низшая теплота сгорания должна быть не менее 5500 ккал/кг при низком содержании золы и серы.
По окончании срока подачи заявок было подано 2 заявки с идентификационными номерами: 30, 31.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в описании объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара, код товара по КТРУ |
Наименование показателя (характеристика), единица измерения |
Значения показателей (характеристики) |
Обоснование включения показателя (характеристики) в описание объекта закупки |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Уголь
05.10.10.000-00000026 |
Вид* |
Каменный |
|
Марка |
Длиннопламенный (ДПК (60-130) |
Соответствует описанию КТРУ |
||
Обогащение |
Да |
Соответствует описанию КТРУ |
||
Класс (по раз-меру кусков) |
Крупный (К) Плитный (П) |
Соответствует описанию КТРУ |
||
Фракция,* мм |
Не менее 60, Не более 130 |
Для идентификации товара при осуществлении закупки |
||
Влага*, % |
Не более 14,0 |
Для идентификации товара при осуществлении закупки |
||
Зольность,* % |
Не более 12,0 |
Для идентификации товара при осуществлении закупки |
||
Низшая теплота *сгорания, ккал/кг |
Не менее 5 500 |
Для идентификации товара при осуществлении закупки |
* Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик товара, отличных от предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации и (или) не предусмотренных в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В состав документации включены наиболее важные технические характеристики каменного угля: зольность, влага, низшая теплота сгорания, данные значения установлены заказчиком в соответствии с эксплуатационными характеристиками котельного оборудования заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком данное требование к фракции угля установлено в соответствии с потребностью Заказчика, поскольку подача угля в котел является весьма трудоемким процессом и осуществляется вручную кочегаром при помощи лопаты (уголь закидывается в топку котла). Таким образом, практическим опытом выведено, что размеры кусков угля с фракцией не менее 60 мм и не более 130 мм являются оптимальным размером, его легче складировать в котел, и куски данного размера занимают меньше места на лопате.
При этом, пояснить каким образом фракция угля (разница куска в 7 см) влияет на качественные характеристики каменного угля, в том числе его потребительские свойства (теплоемкость) представители Заказчика не смогли.
Исходя из имеющихся в деле материалов, Комиссия полагает, что обстоятельства, указанные Заказчиком в качестве обоснования использования данной характеристики в извещении о закупке, не могут быть признаны надлежащими, поскольку носят предположительный характер и не доказывают реальную потребность.
Кроме того, изменение фракции угля с 50-200 (300) мм до 60-130 мм не изменяет назначения каменного угля, отсутствие удобства кочегара не означает его непригодность для целей Заказчика.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих действительную потребность Заказчика в фракции угля 60-130 мм, Комиссия полагает, что данная характеристика является излишней.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что содержит признаки административного правонарушения части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Псковского УФАС России также отмечает, что для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать, в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Кредо Юнион" обоснованной.
2.Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33акона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика и внесение изменений в извещении о проведении запроса котировок, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 ноября 2022 г. N 060/06/33-439/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022