Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления ___..., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ___..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ___...,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "СТАН" (далее также - ООО "СТАН", Подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи директора ___..., представителей по доверенностям ___.., ___.,
заказчик - муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - Заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении сведений представителей по доверенностям ___., ___.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля в отношении ООО "СТАН", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, порядка расторжения контрактов от 16.08.2022 N 206/22, 205/22, 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522), заключенных с ООО "СТАН", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказами Ярославского УФАС России от 28.10.2022 N 148/22, от 28.10.2022 N 147/22, от 28.10.2022 N 146/22,
УСТАНОВИЛА:
27.10.2022 г. в Ярославское УФАС России Заказчик, муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "СТАН", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия от 16.08.2022 N 206/22, 205/22, 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
16.08.2022 г. Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице заместителя директора Идилова Юсупа Ахметовича, действующего на основании доверенности N 92 от 04.05.2022, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "СТАН" (ООО "СТАН"), именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице Генерального директора Грабаздиной Анжелики Олеговны, действующего на основании Устава, вместе именуемые "Стороны", в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании решений N 37/2022, 36/2022, 35/2022 о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от 11 августа 2022 года, заключили контракты N 206/22, N 205/22, N 204/22 (далее также - контракты N 206/22, N 205/22, N 204/22, контракты).
Пунктом 1.1 раздела 1 контрактов предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29, 34, 32) (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 Контракта, и сдать их в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта от 16.08.2022 N 206/2022 цена Контракта составляет: 1 961 767 (один миллион девятьсот шестьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят семь) руб. 20 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта от 16.08.2022 N 205/2022 цена Контракта составляет: 4 332 523 (четыре миллиона триста тридцать две тысячи пятьсот двадцать три) руб. 20 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта от 16.08.2022 N 204/2022 цена Контракта составляет: 5 783 541 (пять миллионов семьсот восемьдесят три тысячи пятьсот сорок один) руб. 60 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Разделом 5 контрактов предусмотрено следующее:
5.1. Оплата за выполненные по Контракту работы в размерах, установленных Контрактом, графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 7 к Контракту) осуществляется Заказчиком в российских рублях по безналичному расчету после выполнения вида работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту) на основании выставленного Подрядчиком счета (счет-фактуры при наличии) в течение 4 (четырех) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - структурированный документ о приемке). Авансирование не предусмотрено.
5.2. Оплата осуществляется Заказчиком на основании структурированного документа о приемке с применением коэффициента понижения стоимости, равного соотношению цены Контракта, определенной в результате проведения закупки, к начальной (максимальной) цене Контракта, за вычетом суммы удержаний.
Разделом 6 контрактов установлено следующее:
6.1. Срок выполнения работ:
дата начала исполнения контракта - 16.08.2022;
дата окончания исполнения контракта - 20.09.2022.
6.1.1. Выполнение работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
6.2. На момент подписания Контракта даты начала и окончания вида работ, определенные графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являются исходными для определения мер ответственности в случаях нарушения сроков выполнения работ на объекте.
6.3. Место выполнения работ: г. Ярославль, проезд Красный съезд, д. 8-10.
Разделом 10 контрактов предусмотрено следующее:
10.1. На дату завершения вида работ в соответствии с графиком производства-работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик:
- для подтверждения объемов и качества фактически выполненных работ представляет Заказчику техническую исполнительную документацию в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту); формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе структурированный документ о приемке.
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная в части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
Датой поступления Заказчику структурированного документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
10.2. Приемка объекта осуществляется приемочной комиссией, создаваемой Заказчиком. На дату завершения вида работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик в письменной форме уведомляет Заказчика о необходимости создания приемочной комиссии, а также передает Заказчику 1 экземпляр технической исполнительной документации, указанной в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
10.2.1. Подрядчик на дату завершения вида работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе структурированный документ о приемке.
10.22. В течение 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем поступления структурированного документа о приемке:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания структурированного документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, допускается осуществлять подписание структурированного документа О приемке, составление мотивированного отказа от подписания структурированного документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных электронных подписей и единой информационной системы;
б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом настоящего пункта структурированного документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания структурированного документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
10.3. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу.
Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
10.4. В случае получения в соответствии с пунктом 10.2 Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику структурированный документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
10.5. Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
10.6. Дополнительная экспертиза, испытание, диагностическое обследование принимаемого Заказчиком объекта в целом осуществляется по решению Заказчика и за его счет. В случае выявления фактов некачественного выполнения работ по объекту, подтвержденных заключениями, полученными по результатам экспертиз и иных обследований, указанных в настоящем пункте, расходы Заказчика подлежат возмещению Подрядчиком в 10-тидневный срок с момента получения соответствующего заключения.
Как было установлено на заседании Инспекции, по состоянию на дату рассмотрения сведений ООО "СТАН" не приступило к выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю (лоты 29, 34, 32).
В связи с чем, по мнению Заказчика, ООО "СТАН" нарушило условия контрактов N 205/22, 205/22, N 2044//22.
В силу пункта 17.3 контрактов расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 0504.2013 N 44-ФЗ.
Поскольку, ООО "СТАН" не приступило к выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю(лоты 29, 34, 32), Заказчик 05.10.2022 принял решения об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанных контрактов.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 372 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
05.10.2022 г. Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов от 16.08.2022 N 206/22, 205/22, 204/22 (далее - решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов).
13.10.2022 г. решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов размещены Заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята Заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятых заказчиком решениях об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контрактов Подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов вступили в законную силу, контракты от 16.08.2022 N 206/22, 205/22, 204/22 расторгнуты 25.10.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 27.10.2022 г. в Ярославское УФАС России Заказчик, муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "СТАН", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия контрактов от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522).
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "СТАН" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контрактов от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522) и обеспечить явку представителя ООО "СТАН" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "СТАН" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "СТАН" представило письменные пояснения, а также обеспечило участие в рассмотрении сведений представителей по доверенности.
Как было установлено в ходе заседания Инспекции Подрядчиком и Заказчиком при заключении контрактов было достигнуто устное соглашение о необходимости предоставления Подрядчику авансов в размере 30 % стоимости контрактов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране, выразившейся в существенном росте цен на строительные материалы, а также увеличения общего числа договоров с поставщиками и подрядчиками на условиях предоплаты. Данное обстоятельство подтверждено Заказчиком.
В связи с указанным выше обстоятельством Подрядчик не приступал к началу работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю (лоты 29, 34, 32) до уплаты аванса.
Согласно протоколу заседания Комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области от 13.09.2022 N 33 в связи с тем, что при исполнении контракта обстоятельства (в том числе общее увеличение цен на строительные материалы и переход производителей строительных материалов на поставку товара по факту перечисления предоплаты), влекущие невозможность их выполнения в установленный срок на определенных в контрактах условиях, было принято решение о согласовании внесения изменений в существенные условия контрактов от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22 в части авансирования выполнения работ в размере 30 % от цены контракта при условии обеспечения независимой гарантией 100 % суммы аванса.
20.09.2022, то есть в последний день срока исполнения работ по контрактам от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22, Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице заместителя директора Постникова Дмитрия Геннадьевича, действующего на основании приказа директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля от 26.07.2022 г. N 128ЛС, и Общество с ограниченной ответственностью "СТАН" (ООО "СТАН"), именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице Генерального директора Грабаздиной Анжелики Олеговны, действующего на основании Устава, с другой стороны, далее совместно именуемые "Стороны" заключили дополнительные соглашения (далее - "Соглашения") к муниципальным контрактом от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29, 34, 32).
Согласно пункту 1 Соглашению к контракту 16.08.2022 N 206/22 Стороны договорились внести в Контракт следующие изменения:
"5.2.1. Заказчик производит авансовые платежи Подрядчику в размере 30 (тридцати) процентов суммы Контракта, что составляет 588 530 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот тридцать) рублей 16 копеек, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Авансовый платеж производится на расчетный счет, указанный в Разделе 20 Контракта "АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН", в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения от Подрядчика письменного запроса на проведение авансового платежа, предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта в размере не менее 588 530 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч пятьсот тридцать) рублей 16 копеек и счета на оплату".
Согласно пункту 1 Соглашению к контракту 16.08.2022 N 205/22 Стороны договорились внести в Контракт следующие изменения:
"5.2.1. Заказчик производит авансовые платежи Подрядчику в размере 30 (тридцати) процентов суммы Контракта, что составляет 1 299 756 (один миллион двести девяносто девять тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 96 копеек, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Авансовый платеж производится на расчетный счет, указанный в Разделе 20 Контракта "АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН", в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения от Подрядчика письменного запроса на проведение авансового платежа, предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта в размере не менее 1 299 756 (один миллион двести девяносто девять тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 96 копеек и счета на оплату".
Согласно пункту 1 Соглашению к контракту 16.08.2022 N 205/22 Стороны договорились внести в Контракт следующие изменения:
"5.2.1. Заказчик производит авансовые платежи Подрядчику в размере 30 (тридцати) процентов суммы Контракта, что составляет 1 735 062 (один миллион семьсот тридцать пять тысяч шестьдесят два) рубля 48 копеек, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Авансовый платеж производится на расчетный счет, указанный в Разделе 20 Контракта "АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН", в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения от Подрядчика письменного запроса на проведение авансового платежа, предоставления Заказчику обеспечения исполнения контракта в размере не менее 1 735 062 (один миллион семьсот тридцать пять тысяч шестьдесят два) рубля 48 копеек и счета на оплату".
Кроме того, за пределами срока исполнения работ по контрактам 22.09.2022 Заказчик платежным поручением N 316122 перечислил Подрядчику часть авансового платежа по контракту N 206/22 в размере 35900,34 рублей; платежным поручением N 316121 перечислил по контракту N 205/22 часть аванса в размере 105 838, 81; платежным поручением 316123 перечислил по контракту N 204/22 часть аванса в размере 79285, 17 рублей.
Согласно части 5 статьи 450.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
Поскольку на 20.09.2022 у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контрактов (ООО "СТАН" не приступило к выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), однако в последний день срока исполнения работ по контрактам от 16.08.2022 N 206/22, 205/22, N 204/22 Заказчик заключил с Подрядчиком дополнительные соглашения, предусматривающее обязанность Заказчика предоставить аванс, а 22.09.2022 перечислил частично данный аванс, то Инспекция Ярославского УФАС полагает, что данными действиями Заказчик подтвердил дальнейшее действие контрактов
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Однако Заказчик перечислил Подрядчику всего лишь 6% от обещанных авансов, в связи с чем Заказчик не исполнил в полном объёме обязательства по авансированию. Данное обстоятельство стало причиной того, что ООО "СТАН" не приступило к выполнению работ, предусмотренных контрактами от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22.
Таким образом, исходя из представленных документов и пояснений, Инспекция установила, что Подрядчик не приступил к исполнению обязательств по контрактам по причине неисполнения в полном объеме Заказчиком обязанностей по предоставлению Подрядчику авансов.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае невыполнение контрактов произошло по причине неисполнения в полном объеме Заказчиком обязанностей по предоставлению авансов, поскольку исполнение данных обязательств заказчика, безусловно, должно предшествовать исполнению обязанностей Подрядчика по выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю (лот 29, 34, 32).
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Фактические обстоятельства дела: неисполнение в полном объеме Заказчиком обязанностей по предоставлению авансов, которые должны предшествовать исполнению обязанностей Подрядчика по выполнению работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю (лоты 29, 34, 32) - является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля порядка расторжения контрактов от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 204/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522), заключенных с ООО "СТАН", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532) в отношении общества с ограниченной ответственностью "СТАН" (ИНН 7819036891, ОГРН 1177847159764), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, порядка расторжения контрактов от 16.08.2022 N 206/22, N 205/22, N 205/22 на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования (в том числе проездов), являющихся подъездными путями к объектам социальной сферы по г. Ярославлю на 2022 год (лоты 29,34,32) (извещения N 0371300027822000498, N 0371300027822000524, N0371300027822000522), заключенных с ООО "СТАН", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "СТАН" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ___..
Члены Инспекции: ___..
___..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 ноября 2022 г. N 05-03/226П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022