Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя Черных Эдуарда Геннадьевича (далее - ИП Черных Э.Г., заявитель), Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - уполномоченный орган), Комитета по градостроительной политики администрации города Иркутска (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска, связанные с проведением электронного аукциона для закупки N 0134300097522000942 "Приобретение жилого помещения (квартиры)", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба ИП Черных Э.Г. на действия комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку ИП Черных Э.Г. по указанному в протоколе основанию.
Уполномоченным органом представлены возражения по доводам жалобы, согласно которым считает жалобу необоснованной, а действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что по заявке заказчика уполномоченным органом 18.10.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300097522000942 "Приобретение жилого помещения (квартиры)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 923 709 рублей 74 копейки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 26.10.2022 г. на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки от участников закупки; лучшее предложение о цене контракта сделал участник с идентификационным номером заявки 112854871 в размере 4 677 524 рубля 24 копейки.
При подведении итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), состоявшемся 28.10.2022 г., участник закупки с идентификационным номером заявки 112854871 - ИП Черных Э.Г. отклонен от участия в электронном аукционе. В качестве обоснования принятого комиссией по осуществлению закупок решения указано следующее:
"Заявка подлежит отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 44-ФЗ: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 44-ФЗ, Требованиями заявка на участие в закупке должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ.
В Извещении о проведении электронного аукциона было установлено требование к участникам закупки, а именно: Наличие документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение (квартиру): копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на предлагаемое к передаче жилое помещение (квартиру) или свидетельства о государственной регистрации права собственности. В случае подачи заявки на участие в электронном аукционе представителем собственника (правообладателя) необходимо наличие заверенной в соответствии с законодательством копии доверенности на право представления интересов собственника (правообладателя) жилого помещения (квартиры) в части подачи заявки на участие в электронном аукционе, выполнения иных действий по продаже жилого помещения (при необходимости указать каких именно), подписания документов (при необходимости указать каких именно). В составе заявки на участие в закупке требовалось представить копию(-ии) вышеуказанного(-ых) документа(-ов).
В составе заявки на участие в электронном аукционе участником закупки не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (квартиру).
Таким образом, участник закупки не соответствует требованию, установленному в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ".
Не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, заявитель обратился в Иркутское УФАС России с жалобой.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, исследовав материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1, пунктом 3 части 2 которой установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Положения о содержании заявки на участие в закупке закреплены в статье 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Информация о соответствии участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ содержится в извещении о проведении электронного аукциона.
Предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ требования к составу заявки на участие в электронном аукционе содержатся в прикрепленном к извещению о проведении электронного аукциона файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке(Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке).docx", в частности, в пункте 6 указанного документа установлено следующее;
"Наличие документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение (квартиру): копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на предлагаемое к передаче жилое помещение (квартиру) или свидетельства о государственной регистрации права собственности. В случае подачи заявки на участие в электронном аукционе представителем собственника (правообладателя) необходимо наличие заверенной в соответствии с законодательством копии доверенности на право представления интересов собственника (правообладателя) жилого помещения (квартиры) в части подачи заявки на участие в электронном аукционе, выполнения иных действий по продаже жилого помещения (при необходимости указать каких именно), подписания документов (при необходимости указать каких именно).
Требования установлены заказчиком в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В составе заявки на участие в закупке необходимо представить копию(-ии) вышеуказанного(-ых) документа(-ов)".
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Исходя из вышеуказанной нормы Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении электронного аукциона, при этом, комиссия не вправе толковать заявки на участие в закупке по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения, такая заявка подлежит отклонению.
В составе заявки ИП Черных Э.Г. отсутствует копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на предлагаемое к передаче жилое помещение (квартиру) или свидетельства о государственной регистрации права собственности либо копии доверенности на право представления интересов собственника (правообладателя) жилого помещения (квартиры) в части подачи заявки на участие в электронном аукционе, выполнения иных действий по продаже жилого помещения (при необходимости указать каких именно), подписания документов (при необходимости указать каких именно).
Таким образом, ИП Черных Э.Г. не соответствует требованиями извещения о проведении электронного аукциона, следовательно, комиссия по осуществлению закупок правомерно приняла решения об отклонении заявки заявителя от участия в электронном аукционе.
Довод заявителя о незаконности установления заказчиком, уполномоченным органом требования о правоустанавливающих документах Комиссия Иркутского УФАС России считает необоснованном в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (часть 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно статье 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Таким образом, для реализации квартиры в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, необходимо наличие зарегистрированного права собственности. В виду специфики осуществления государственных и муниципальных закупок и в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ - наличие такого права должно подтверждаться соответствующими документами о праве (выписка из Единого государственного реестра недвижимости/свидетельство о государственной регистрации прав на жилое помещение (квартиру)).
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона N 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В силу части 1 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлена возможность участника закупки принимать участие в электронном аукционе как непосредственно, так и через представителя с предоставлением соответствующих документов.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона сформировано заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черных Э.Г. необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022