Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области - *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, - *,
- в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "Турэксперт", уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" (вх. N 11104-ЭП/22 от 01.11.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению рейтингового конкурса среди средств размещения и туроператоров Свердловской области - Премии Свердловской области в сфере туризма и гостеприимства "Уральская звезда-2022" (извещение N 0162200011822003313), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Турэксперт" (вх. N 11104-ЭП/22 от 01.11.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению рейтингового конкурса среди средств размещения и туроператоров Свердловской области - Премии Свердловской области в сфере туризма и гостеприимства "Уральская звезда-2022" (извещение N 0162200011822003313), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса в электронной форме противоречит Закону о контрактной системе. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.10.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162200011822003313 на оказание услуг по организации и проведению рейтингового конкурса среди средств размещения и туроператоров Свердловской области - Премии Свердловской области в сфере туризма и гостеприимства "Уральская звезда-2022".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 966 667, 00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2604) установлен указанный порядок оценки заявок.
Согласно п. 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства РФ N 2604 (далее - Положение) для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
На основании п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 25 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пп. "а", "б" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.
По мнению заявителя, опыт, который необходим заказчику в качестве квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации не соответствует техническому заданию и существенно сужен по субъектному и предметному составу. Из содержания жалобы следует, что техническое задание не содержит требования, которые бы соотносились и были бы сопоставимы с критериями опыта, который указан заказчиком в извещении, из чего следует, что предоставляемые услуги не являются специфичными по возможности их исполнения, что в свою очередь ведет к сужению рамок для учета контрактов, принимаемых при оценке и сопоставлении заявок, предоставляет преимущественное право на получение больших баллов по данному критерию участнику, который имеет специфический опыт оказания услуг, перед теми, кто имеет одинаковый или больший опыт оказания услуг по организации и проведению мероприятий по организации и проведению мероприятий, но иной тематики.
Возражая относительно довода заявителя, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме в рамках критерия "Квалификации участников закупки", а именно показатель "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта" установлен соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а также соответствует специфике услуг, оказываемых в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения конкурса.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является: "Оказание услуг по организации и проведению рейтингового конкурса среди средств размещения и туроператоров Свердловской области - Премии Свердловской области в сфере туризма и гостеприимства "Уральская звезда-2022".
Согласно Описанию объекта закупки, являющегося приложением к извещению исполнитель обязан:
1) обеспечить участие в Премии не менее 100 участников, в том числе не менее 70 средств размещения, не менее 15 туроператоров, не менее 15 предприятий питания при отелях Свердловской области. В случае необеспечения Исполнителем указанного количества участников, Исполнитель обязан продолжить услуги, указанные в разделе 1 настоящего описания объекта закупки, до достижения необходимого количества в пределах срока оказания услуг;
2) обеспечить информационное сопровождение Премии;
3) разработать и изготовить информационные материалы и наградную атрибутику для проведения Церемонии награждения Премии;
4) организовать и провести Церемонию награждения Премии, в том числе фотосъемку победителей, организовать оформление места проведения Церемонии;
5) обеспечить присутствие не менее 150 участников Церемонии награждения Премии;
6) обеспечить информационное продвижение победителей Премии в профессиональных печатных туристских изданиях.
Разделом II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 раздела II Критериев и показателей оценки заявок на участие в закупке предусмотрен следующий критерий оценки заявок:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показателем оценки является: Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Разделом III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению установлены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Для оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются один показатель: 1. "Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта". В рамках данного показателя применяется следующий показатель, детализирующий оценку: "общее количество исполненных участником закупки контрактов и (или) договоров". В рамках данного показателя оценивается и учитывается общее количество исполненных контрактов и (или) договоров. Лучшим условием по детализирующему показателю для заказчика является наибольшее значение показателя. При оценке заявки применяется Предельное максимальное значение детализирующего показателя (Общее количество исполненных участником закупки договоров). Это значение составляет: 20 контрактов и (или) договоров. Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы (оказания услуги), сопоставимого с предметом контракта: исполненный контракт и (или) договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ (оказанных услуг), составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении контракта и (или) договора и предусмотренный предыдущим абзацем настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. В рамках данного детализирующего показателя сопоставимыми* предмету контракта принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты и (или) договоры, заключённые в соответствии с ФЗ-44 от 05.04.2013 и/или гражданско-правовые договора, заключённые в соответствии с ФЗ-223 от 18.07.2011 и/или иные гражданско-правовые договоры. К сопоставимым* контрактам и (или) договорам относятся: контракт и (или) договор, предметом которого являются услуги по организации и/или проведению рейтинговых конкурсов и/или премий с организацией церемоний награждения в сфере туристской индустрии, в рамках которых оказывается комплекс услуг, включая услуги по обеспечению участия в мероприятиях песетителей, участников. К оценке принимаются исключительно исполненный контракт и (или) договор, при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим детализирующим показателем, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Вкладываемые копии надлежаще исполненных контрактов и или договоров со всеми приложениями и копии актов сдачи-приемки оказанных услуг должны быть различимы, т.е. должны обеспечивать возможность свободного чтения текста, всех реквизитов, дат, виз, резолюций, иных надписей, печатей, штампов и отметок. Документы должны открываться на просмотр стандартными средствами, без предварительного вывода на экран каких-либо предупреждений или сообщений об ошибках. Не допускается в файлах устанавливать опцию запрета печати содержимого, также нельзя делать в них защиту паролем на открытие. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов |
Проанализировав имеющиеся доказательства, выслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия пришла к выводу, что установление заказчиком показателя наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта в критерии Квалификация участников закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, так как заказчик указал сопоставимый аналогичный опыт работ, соответствующий объекту закупки, отражающий его специфику, чтобы определить лучшие условия исполнения контракта. Оспариваемый показатель оценки не ограничивает число участников закупки, не препятствует формированию и подаче участниками закупки заявок, не может являться ограничением конкуренции, а лишь в совокупности с другими критериями оценки нацелен на выявление наиболее квалифицированного исполнителя.
Также Комиссия отмечает, что установление данного показателя не влияет на допуск или отклонение заявки участника закупки, а также не ограничивают число потенциальных участников закупки.
Исходя из представленных документов на заседание Комиссии, установлено, что на участие в закупочной процедуре подано 3 заявки, в том числе, заявителя жалобы (ООО "Турэксперт").
Вместе с тем, бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на лицо, подавшее жалобу. Учитывая, что заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил. В связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Турэксперт" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 ноября 2022 г. N 066/06/106-3636/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022