резолютивная часть решения оглашена 31.10.2022 г.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ПП N1576) и информации Заявителя, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
проведя внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Терскому району Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по итогам проведения проверки по сформированному акту о результатах проведения мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок от 02.09.2022 г. (далее - Акт),
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило самообращение Заказчика о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе, в действиях последнего.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа в адрес Заказчика было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.10 и 13 ч.2 ст.103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
-информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
-документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч.2 ст. 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч.2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п. 8, 10, 11 и 13 ч.2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
По контракту N10705002617210000050003 от 29.12.2021 (с реестровым номером N1070500261721000005), акт N482 от 31.10.2021 г. подписанный Заказчиком 21.12.2021 г. к контракту размещен в ЕИС 29.12.2021 г., тогда как крайней датой для размещения было 28.12.2021 г., следовательно, допущено нарушение сроков, установленных ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
По контракту N10705002617210000060003 от 29.12.2021 г. (с реестровым номером N1070500261721000006),
акт приема передач N0707/э000239 от 30.09.2021 г.;
акт приема передач N0707/э000810 от 31.10.2021 г.;
акт приема передач N0707/э000239 от 31.08.2021 г.;
акт приема передач N0707/э001096 от 30.11.2021 г.,
подписанные Заказчиком 21.12.2021 г. к контракту размещено в ЕИС 29.12.2021 г., тогда как крайней датой для размещения было 28.12.2021 г., следовательно, допущено нарушение сроков, установленных ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Выявлено типовое нарушение, в частности: при размещении информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта, документа о приемке), заказчиком нарушен срок, установленный ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Допущенное Заказчиком типовое нарушение при размещении информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта, документа о приемке), содержит признаки нарушения ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Из содержания Акта следует, что требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений нарушает положения ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика (поставщика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N0104100002322000001 "Текущий ремонт в здании Отдела".
Ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе следует, что информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Инспекция, проанализировав извещение, установила, что в требованиях к составу заявки заказчик установил, что в составе заявки на участие в закупке участник должен представить выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируется деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, входит в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Объектом рассматриваемой закупки является Текущий ремонт в здании Отдела. При этом в состав работ включены работы, требующие лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Однако такие работы не являются основными в рамках рассматриваемой закупки и составляют лишь незначительную часть всего объема работ, ввиду чего для выполнения таких работ победитель закупки может привлечь субподрядчика, обладающего соответствующей лицензией.
При этом согласно ч. 29.1 ст. 34 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки работ, услуг, указанных в п. 3 - 5 ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. В иных случаях законодатель не наделяет заказчика правом устанавливать требование о выполнении работ исключительно собственными силами, без привлечения субподрядчиков.
Таким образом, Комиссия отмечает, что для выполнения части работ действительно нужна соответствующая (вышеуказанная) лицензия, однако требование о наличии именно у участника закупки такой лицензии и о предоставлении в составе заявки подтверждения ее наличия правомерным не является, поскольку, как установлено выше, такие работы основными не являются, могут выполняться не участником закупки (победителем закупки, подрядчиком), а его контрагентом. Указанные действия Заказчика нарушают требования ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Заявителя о нарушениях при размещении обоснования начальной максимальной цены контракта, начислении штрафов и пеней, порядка формирования и заключения контрактов на ЕАТ "Березка", порядке ведения первичных документов - не относится к компетенции Инспекции.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, ПП 2571, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст. 103, п.12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракты заключены, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 ноября 2022 г. N 007/06/99-730/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022