Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
________
при участии представителей сторон:
от заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики __________ по доверенности N23-01-43/1141 от 08.02.2022 г.,
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "________" _________ по доверенности N 1 от 28.10.2022 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000422000091 "Поставка медицинского оборудования", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "__________" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 19 октября 2022 года было размещено извещение N0104200000422000091 о проведении электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования" с начальной (максимальной) ценой контракта - 24 736 340,01 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 28.10.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 28.10.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 31.11.2022.
I. В жалобе заявитель указывает на то, что заказчик при описании объекта закупки должен был выбрать КТРУ 26.60.12.132-00000033, и установить характеристики в соответствии с описанием, указанном в этой позиции.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил использования каталога, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования каталога.
В силу пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка системы ультразвуковой визуализации универсальной по коду ОКПД2 26.60.12.132.
Код ОКПД2 26.60.12.132 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения Постановлением N 878.
При этом, дата начала обязательного применения позиции каталога по коду 26.60.12.132-00000033 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" установлена с 01.01.2023 г.
Учитывая, что до 01.01.2023 указанная позиция каталога не является обязательной к применению, условия применения подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога в отношении указанной позиции до 01.01.2023 не наступают, и заказчик вправе при описании объекта закупки устанавливать потребительские свойства товара в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неиспользования заказчиком при описании объекта закупки информации включенной в позиции Каталога, признается Комиссией необоснованным.
II. В жалобе заявитель указывает, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые в совокупности соответствуют только одному производителю - система Logiq P9, с принадлежностями, "ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Ввиду того, что датой обязательного применения информации, включенной в позицию Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является 01.01.2023 г., описание объекта закупки, требования в отношении потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, при описании объекта закупки установлено:
п. 43. Специализированная программа для трапециевидного сканирования совместимого с линейными и секторными датчиками - наличие;
п. 44. Специализированная программа кодированной тканевой гармоники совместимый со всеми визуализирующими датчиками - наличие;
п. 59. Одновременное отображение обработанного и фундаментального изображений - наличие;
п. 63. Специализированная программа для оценки эластичности тканей методом компрессионной соноэластографии - наличие;
п. 64. Поддержка на линейных (в том числе матричном), конвексных и внутриполостных датчиках (в т.ч. биплановом) - наличие;
п. 65. Задание областей интереса произвольного размера и формы (до 8 зон интереса одновременно) - наличие;
п. 71. Специализированная программа для исследования молочной железы с целью маркировки, измерения и описания образований
- Документирование до 30 образований
- Протоколирование для каждого образования стандартных маммологических описаний и признаков из системного списка: позиция, сегмент, форма, ориентация, край, граница, эхоструктура, окружающая ткань, наличие кальцинатов, особые случаи, васкуляризация
- Внесение в протокол оценки вероятности злокачественности по стандарту BI-RADS
- Организация данных в удобной форме рабочей таблицы
- Сохранение результатов для каждого образования в правой и левой молочных железах.
Согласно объяснениям заказчика, характеристики товара, указанные в извещении об осуществлении закупки, не ограничивают потенциальных поставщиков, так как допускают поставку моделей оборудования как минимум двух разных производителей - Logiq P9 и Philips Affinity 70.
Заказчиком в подтверждение изложенных доводов представлена сравнительная таблица медицинских изделий General Electric Logiq P9 и Philips Affiniti 50\70 в соответствии с техническим заданием.
Из представленных заявителем в материалы дела сведений следует, что заявителем в адрес ООО "Филипс" - российской компании Philips и уполномоченного представителя производителя медицинского оборудования Philips на территории Российской Федерации, был направлен запрос подтвердить или опровергнуть тот факт, что ультразвуковая диагностическая система Affinity 70 производства Филипс Ультрасаунд удовлетворяет требованиям технического задания аукциона N0104200000422000091.
Согласно письму ООО "Филипс" N 9404 от 03.11.2022 г., Компания Philips не производит оборудование, технические характеристики которого полностью удовлетворяют требованиям технического задания, указанного в запросе.
Комиссией установлено, что единственный участник закупки, подавший заявку для участия в электронном аукционе, предложил к поставке систему ультразвуковую диагностическую медицинскую Logiq P, в варианте исполнения Logiq P9 с принадлежностями, производитель: "ДжиИ Ультрасаунд Корея, Лтд.".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому оборудованию, в совокупности которых возможна поставка товара только одного производителя, что ограничивает число потенциальных участников электронного аукциона. Доказательства обратного заказчиком не представлены.
Согласно п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего при описании объекта закупки требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, нарушают положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "_______" обоснованной в части установления при описании объекта закупки требований к товару, которые в совокупности соответствуют только одному производителю.
2. Признать в действиях заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдано по результатам рассмотрения дела N007/06/42-743/2022, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 ноября 2022 г. N 007/06/42-744/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022