Резолютивная часть решения оглашена 02.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А.
Кокшаровой И.О. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АГРОДОРСТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0169300043222000067 на капитальный ремонт кровли (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителей МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" Гридневской Е.С., Сафоновой Е.Ю., действующих на основании доверенностей от 01.11.2022,
- представителей МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" Воробьевой М.А., действующего на основании Приказа N 165 МС от 27.07.2009,
в отсутствии ООО "АГРОДОРСТРОЙ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АГРОДОРСТРОЙ".
Согласно представленным документам 16.05.2022 МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 712 210, 82 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.05.2022 победителем закупки признано ООО "АГРОДОРСТРОЙ".
Решением от 28.09.2022 заказчик отказался от исполнения контракта в виду того, что подрядчик не приступил к исполнению обязательств по контракту, что подтверждается перепиской заказчика, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент расторжения контракта) пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 28.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и 11.10.2022 сформировано с использованием единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов, заключенных заказчиком", при этом датой получения такого решения подрядчиком является 11.10.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 24.10.2022, с учетом, что окончание срока приходится на выходной день.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 26.10.2022.
При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "АГРОДОРСТРОЙ" заключен контракт от 04.06.2022 N 3740500678022000003 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является капитальный ремонт кровли, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
Согласно пункту 3.1 контракта определено, что начало выполнения работ - с момента заключения настоящего контракта, окончание выполнения работ - до 20 сентября 2022.
Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" город Трехгорный является закрытым административно-территориальным образованием, в котором действуют ограничения по въезду, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" заказчик не несет ответственности за действия лиц, обеспечивающих функционирование режима ограниченного въезда на территорию города Трехгорного, по допуску или отказу в допуске на территорию города Трехгорного.
В извещении о закупке также указано, что участнику закупки перед подачей заявки на участие рекомендуется ознакомиться с вышеуказанными правовыми актами. В целях обеспечения получения разрешения на въезд в город рекомендуется подать заявку на электронный адрес заказчика по форме Приложения N 1 к извещению об электронном аукционе в течение 7 календарных дней с момента размещения протокола электронного аукциона об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Обращаем внимание, что механизм получения разрешения на въезд в город Трехгорный распространяется и на граждан (работников) победителя электронного аукциона, задействованных в исполнении обязательств по предмету контракта. При этом Заказчик (уполномоченный орган) не несет ответственности за действия лиц, обеспечивающих функционирование режима ограниченного въезда на территории города Трехгорного, по допуску или отказу в допуске на территорию города Трехгорного.
Таким образом, для начала выполнения работ подрядчику необходимо оформить разрешение на въезд в закрытое административно-территориальное образование г. Трехгорный, о чем участники закупки уведомлены на момент размещения закупки в единой информационной системе, при этом по условиям контракта длительность оформления допуска на территорию г. Трехгорного не влияет на определение начала срока выполнения работ.
Как следует из электронной переписки между заказчиком и обществом, а также документов, представленных заказчиком, следует, что 30.05.2022 заказчик обратился к подрядчику с целью предоставления документов, в отношении рабочих, которые будут производить ремонт объекта, 07.06.2022, 08.06.2022 обществом направлены документы в отношении двух лиц, при этом допуск на объект был оформлен с 14.07.2022 по 24.07.2022.
В последующем письме от 25.07.2022 подрядчик предлагает расторгнуть контракт по соглашению сторон, в письме 15.09.2022, указал, что выполнение работ в срок, предусмотренный контрактом, не представляется возможным ввиду поздней выдачи пропусков на объект.
Так, 28.09.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта связи с тем, что общество не приступило к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Как установлено на заседании Комиссии ООО "АГРОДОРСТРОЙ" не приступило к выполнению работ по капитальному ремонту кровли в сроки, предусмотренные контрактом, а также не исполнило обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли общества в части добросовестного исполнения контракта.
Более того, условия въезда в закрытое административно-территориальное образование г. Трехгорный предусмотрены в извещении о закупке, таким образом все риски, связанные с допуском на режимный объект, являются рисками подрядчика, в связи с чем заказчик не несет ответственность за действия третьих лиц, обеспечивающих функционирование режима ограниченного въезда на территорию г. Трехгорного.
Следует отметить, что согласно извещению о закупке у подрядчика также имелась возможность ознакомиться до подачи заявки с правилами въезда в закрытые административно-территориальные образования, а также сроками оформления пропусков, при этом заказчиком рекомендовано подать заявку для оформления пропуска в течение 7 календарных дней с момента размещения протокола электронного аукциона об определении поставщика, то есть на дату публикации протокола итогов от 24.05.2022 у подрядчика имелась возможность направить заказчику заявку для оформления пропусков, тогда как фактически такие документы были предоставлены заказчику только 07.06.2022 и 08.06.2022, что также привело к задержке возможности въезда подрядчика на территорию нахождения объекта.
Более того, после получения разрешения на въезд подрядчик фактически отказался от исполнения контракта, предложив заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, что также свидетельствует об отсутствии у общества намерения исполнять обязательства по контракту.
Из реестра контрактов, размещенного в единой информационной системе, следует, что заказчиком 09.06.2022 в пользу общества осуществлен авансовый платеж в размере 644 671, 64 рублей, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически указанные денежные средства не реализованы обществом для целей исполнения контракта, что может привести к финансовым потерям части лимитов бюджетных обязательств, выделенных заказчику на проведение закупки.
Таким образом, общество не предприняло меры, направленные на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные законодательством для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
С учетом обстоятельств, установленных по делу, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО "АГРОДОРСТРОЙ", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях общества.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБДОУ "Детский сад N17 "Улыбка" в отношении ООО "АГРОДОРСТРОЙ" (адрес: 450096, Р. Башкортостан, г. Уфа, ул. Лесотехникума, д. 22/2, пом. 40 ИНН 0274961398, КПП 027601001), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
2. Включить сведения о директоре, участнике ООО "АГРОДОРСТРОЙ" - Прокофьеве Александре Евгеньевиче (ИНН 024501004574) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 ноября 2022 г. N 074/06/104-3016/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022