Резолютивная часть решения оглашена 03 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 09 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Пульсар" (далее - ООО "Пульсар", Заявитель) на действия комиссия по осуществлению закупок (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0369200018322000287),
- в отсутствие представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная туберкулезная больница N 1" (далее - Учреждение, Заказчик), надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено;
- в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Заявителя Соколовой А.А., действующей на основании доверенности N 38-С/10-22-Д,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.10.2022 поступила жалоба ООО "Пульсар" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0369200018322000287) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.10.2022 в 13:24.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку лекарственных препаратов составляет 404 678,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 24.10.2022 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика N ИЭА1 от 24.10.2022 года заявка с идентификационным номером 12827703 аукционной комиссией отклонена с формулировкой: "Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с статьей 14 Закона о контрактной системе (Отклонение по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе".
При этом, как указывает Заявитель, у аукционной комиссии отсутствовали основания для применения Постановления Правительством Российской Федерации N 1289, которым определяются ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1289), поскольку объектом закупки являются лекарственные препараты, зарегистрированные под различными международными непатентованными наименованиями (далее - МНН).
По мнению Заявителя, необоснованное применение Постановления N 1289 аукционной комиссией приводит к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами, что нарушает статью 8 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения, указал, что в заявке ООО "Пульсар" продекларировал страны происхождения поставляемого товара. Пять позиций (валгоцикловир, моксонидин, адеметионин, гликлазид) - страна происхождения Россия, панкреатин -Германия и будесонид + формотерол - Ирландия. Остальными участниками ООО "Фармалайф", ООО "Фарм-Профит", ООО "Челфарм" и АО "Виру-Екатеринбург" подтверждена информация о стране происхождения товара в Российской Федерации.
Вместе с тем, Заказчик согласился с доводами Заявителя, поскольку аукционная комиссия при подведении итогов определения поставщика по аукциону не учла требования пункта 1 Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015, в связи с чем не правомерно принято решение об отклонение заявки подателя жалобы (идентификационный номер заявки 112827703) по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части Заказчик считает обоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением N 1289.
В соответствии с пунктом 1 Постановления заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Из положений указанного пункта Постановления N 1289 следует, что применение указанных ограничений допуска иностранных лекарственных препаратов возможно только в том случае, если объектом закупки является лекарственный препарат, зарегистрированный под одним МНН (монолот).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Объектом закупки являются следующие лекарственные препараты:
- МНН валганцикловир, код позиции по КТРУ 21.20.10.194-000053-1-00063-0000000000000;
- МНН моксонидин, код позиции по КТРУ 21.20.10.142-000002-1-00052-0000000000000;
- МНН адеметианин, код позиции по КТРУ 21.20.10.110-000008-1-00061-0000000000000;
- МНН панкреатин, код позиции по КТРУ 21.20.10.118-000001-1-00110-0000000000000;
- МНН будесонид+формотерол, код позиции по КТРУ 21.20.10.254-000033-1-00108-0000000000000;
- МНН гликлазид, код позиции по КТРУ 21.20.10.119-000005-1-00153-0000000000000.
Из указанного следует, что объектом закупки являются лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, но зарегистрированные под различными МНН, что исключает возможность как установления, так и применения положений Постановления N 1289.
Следовательно, отклонение заявки с идентификационным номером 12827703, содержащей предложение товара, страной происхождения которых являются государства - не члены ЕАЭС, по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе не является правомерным, поскольку рассматриваемый случай не предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части являются обоснованными.
Комиссия отмечает, что необоснованное отклонение аукционной комиссией заявки ООО "Пульсар" обусловлено неправомерным установлением ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 1289, что является нарушением пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия считает целесообразным выдать обязательное для исполнения предписание об отмене аукциона.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Вместе с тем, Заявителем не доказано, что действия Заказчика по неправомерному применению положений Постановления N 1289 приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика при описании объекта закупки, аукционной комиссии нарушений статьи 8 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пульсар" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0369200018322000287) обоснованной в части неправомерного применения Постановления N 1289.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 ноября 2022 г. N 074/06/106-3037/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022