Резолютивная часть решения оглашена 03.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 09.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Калмыковой М.А., действующего на основании доверенности от 06.07.2021,
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Когана Е.М., действующего на основании доверенности от 22.10.2020,
- представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Шарипова Р.Р., действующего на основании доверенности от 02.11.2022,
- представителя ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" Рожко Ю.А., действующего на основании Решения N 3 от 07.02.2018,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 27.10.2022 поступила жалоба ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0269100000222000102 на поставку мониторов (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 11.10.2022 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 1 060 904,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 19.10.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что заказчиком неправомерно применены условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Так в составе заявок участников закупки не может быть предоставлена продукция российского производства, так как соответствующие товары отсутствуют в реестре. Таким образом, применение данного Приказа в части снижения цены на 15% не должно распространяться на заявителя, с которым заключается контракт.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии и указали следующее.
Заявки участников закупки рассмотрены в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, извещением о закупке, при этом у аукционной комиссии отсутствует правовая возможность осуществлять дополнительную проверку информации, содержащейся в заявке заявителя, при этом у аукционной комиссии отсутствуют данные, свидетельствующие о недостоверности сведений, указанных в составе заявки участника закупки с номером 4.
В связи с тем, что победителем аукциона в составе заявки предложен товар иностранного производства, заказчик с учетом подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н разместил в единой информационной системе проект контракта с указанием цены контракта, сниженной на 15 % от цены, предложенной участником на аукционе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка мониторов, при этом заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:
- условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н);
- ограничения допуска радиоэлектронной продукции в рамках мер по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является, в том числе:
- на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
- на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Как следует из документов, представленных заказчиком, на участие в закупке подано 3 заявки, при этом к поставке предложены как иностранные товары (Китай) (заявки с номерами: 112761207, 112787544, 112802152), а также заявка с товаром российского производства (заявка с номером 112802060).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.10.2022 все заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным в извещении о закупке.
При этом, как следует из информации, содержащейся в составе заявок участников закупки, ни одна из заявок не содержит предусмотренной пунктом 3 (1) Постановления N 878, пунктом 26 извещения о закупке информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 878 не подлежало применению, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное данным Постановлением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
При этом, к правоотношениям по заключению контракта в рассматриваемом случае применяются положения Приказа N 126н, которые предусматривают для целей определения страны происхождения указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
По результатам закупки победителем аукциона признано ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" (заявка с номером 112761207), заявка которого содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения (Китай).
При этом, один из участников закупки с номером 112802060 предложил к поставке товар - монитор, подключаемый к компьютеру 52 шт. с указанием характеристик, предусмотренных в извещении о закупке, указав страну происхождения товара - Российская Федерация.
Так, основания не доверять информации, представленной указанным участником закупки, у Комиссии отсутствуют, при том, что согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункту 1.6 Приказа N126н участнику закупки требуется только указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.
При этом, положения Приказа N 126-н, равно как и требования законодательства о контрактной системе не обязывают на участника закупки предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные Постановлением N 878, при этом указанные нормативные правовые акты применяются к различным стадиям определения поставщика и предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара.
Более того, заявителем не представлены доказательства того, что продукция участника закупки, предложенная в составе заявки, является товаром иностранного производства. При этом, аукционная комиссия не обладает полномочиями направлять запросы участникам закупки с целью предоставления дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара при проведении процедуры определения поставщика, что прямо противоречит части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе.
Указание заявителем ссылки на арбитражную практику по делу N А46-4164/2020 не может быть принято во внимание, так как обстоятельства, которые установлены судом по указанному делу, а также представленные доказательства не могут быть применимы при рассмотрении настоящей жалобы.
Таким образом, контракт с победителем аукциона ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ", предложившим в заявке товар иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, сниженной на 15 % от предложенной обществом.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" предложена цена контракта в размере 525 147, 48 рублей.
Так, заказчиком в единой информационной системе для подписания обществом размещен проект контракта, в пункте 2.1 проекта контракта указана цена 446 375, 36 рублей, то есть сниженная на 15 процентов от предложенной участником цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России.
В указанном случае, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика в части применения условий подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н к ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ", предложившему к поставке товар иностранного происхождения.
Дополнительно Комиссия указывает, что действия хозяйствующих субъектов в случае предоставлениям им недостоверной информации в части места производства товара не являются объектом контроля при рассмотрении жалобы в рамках законодательства о контрактной системе, в связи с чем вы вправе обратиться с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ТД "РАВНОВЕСИЕ" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 ноября 2022 г. N 074/06/106-3025/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022