Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" Гавриловой Н.В. (доверенность от 13.12.2021), в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" Шмагиной В.Г. (доверенность от 13.01.2022), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Шишкиной С.В. (доверенность от 11.05.2022 N01-06-28), рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: Система эндоскопической визуализации (реестровый N 0825500000722004059), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.10.2022 поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее также - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: Система эндоскопической визуализации (реестровый N 0825500000722004059) (далее - электронный аукцион).
Согласно доводам заявителя жалобы, Заказчик закупает не систему эндоскопической визуализации, а составные части к системе, тем самым неверно определяет коды позиции КТРУ, нарушает Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы Заявителя и Заказчика, изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
27.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (последняя редакция от 24.10.2022).
Комиссия рассматривает документы от 24.10.2022.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 17 515 000,00 руб.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145), утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила применения КТРУ).
В соответствии с пунктом 7 Правил применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно извещению о Закупке Заказчиком закупается Система эндоскопической визуализации, соответствующая позиции по КТРУ - 26.60.12.119-00000374.
Комиссией Управления установлено, что позицией КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации" не предусмотрены характеристики товара, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик руководствуется ст.33 Закона о контрактной системе.
При описании объекта Закупки Заказчик использовал установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, а именно "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок", постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.01.2021 N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В техническом задании отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика показатели характеристик Оборудования установлены исходя из объективных потребностей Заказчика и направлены на повышение качества оказания услуг медицинским учреждением (эффективное размещение и эксплуатация оборудования, возможность эффективной манипуляции с учетом специфики эксплуатации оборудования, снижение неприятных ощущений у пациентов при проведении процедур, недопущение передачи возбудителей инфекционных болезней пациентам и персоналу), выполнение требований приказа Минздрава России от 06.12.2017 N 974н "Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований".
По общему правилу указание Заказчиком характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Кроме того, согласно письму Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74469 в силу подпункта "д" пункта 10 Правил использования каталога в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Так, в зависимости от вида товара, работы или услуги в справочную информацию позиций каталога может включаться информация в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, классификацией технических средств реабилитации (изделий), утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н.
Указанная информация размещается Минфином России в разделе "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
В частности, в справочную информацию позиций каталога по медицинским изделиям включается информация в соответствии с указанной номенклатурной классификацией медицинских изделий: вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и классификационные признаки вида медицинского изделия.
Такие классификационные признаки вида медицинского изделия размещаются Минфином России в графе "Описание по классификатору" раздела "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции каталога в ЕИС.
Минфин России сообщает, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.
Таким образом, Заказчиком в данном случае описание объекта закупки сформировано исходя из его потребностей.
К поставке требуется система эндоскопической визуализации, и в соответствии со ст. 134 ГК РФ указанное оборудование является сложной вещью и различные вещи, входящие в состав комплекса, соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.
При этом, ни во вкладке "Общая информация" позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374, ни в каких-то иных вкладках позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 не содержится перечень изделий, которые должны включаться в обязательном порядке в состав системы эндоскопической визуализации. Какие-либо иные нормативные документы, устанавливающие, что является системой эндоскопической визуализации, а что нет - также отсутствуют. Доказательств обратного Заявитель Комиссии не представил.
То есть, из представленных Заявителем документов не следует, что комплект медицинских изделий без видеопроцессора, не может считаться системой эндоскопической визуализации.
Также из материалов жалобы не следует, что машина моюще-дезинфицирующая не может входить в состав системы эндоскопической визуализации.
При этом полноценное использование системы эндоскопической визуализации предполагает мойку эндоскопов. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" при обработке эндоскопов и прочих медицинских изделий в составе эндоскопических и эндохирургических комплексов (систем), а также инструментов к эндоскопам должны использоваться изделия медицинской техники (стерилизаторы, моющие машины, МДМ, ультразвуковые очистители и другие), моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению для этих целей в Российской Федерации.
Таким образом, жалоба является необоснованной.
Учитывая вышеизложенное, основания для выдачи Заказчику предписания отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: Система эндоскопической визуализации (реестровый N 0825500000722004059) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 ноября 2022 г. N 030/06/42-1205/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022