Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении Аукционной комиссии Заказчика АО "Салехардэнерго" (ИНН 8901030855) (далее - Аукционная комиссия) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) при проведении аукциона в электронной форме на "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Сети водоотведения, г. Салехард" Уличные напорные коллекторы. Внутриквартальные сети микрорайонов, прилегающих к ул. Чкалова, Чапаева", начальная (максимальная) цена контракта - 138 855 772,78 рублей, (извещение N 0400600001722000010).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23.
Уведомлением Ямало-Ненецкого УФАС России (исх.N АД/3738 от 14.10.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 20.10.2022, а также направлен запрос оператору электронной площадки РТС - тендер с требованием предоставления в электронном виде всех заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке. Оператором электронной площадки РТС - тендер представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке.
Заказчиком представлены письменные пояснения по проводимой внеплановой проверке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Управление через Прокуратуру города Салехард поступило обращение гр-на Масюк И.Г. (вход. N 6025 от 07.10.2022) (далее - Заявитель) в котором указывается на признаки нарушения Аукционной комиссии законодательства о контрактной системе.
Заявитель в поступившем обращении указывает, что по результатам рассмотрения Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске участника ООО "Манас" и в дальнейшем признании его победителем аукциона, так как данный участник не имеет соответствующего опыта, предусмотренного позицией 8 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с извещением, документацией об аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) дата и время начала срока подачи заявок - 23.07.2022 16:18;
3) дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2022 12:00;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 01.08.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.08.2022;
Проанализировав материалы дела Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подп. "н" п. 1 ч. 1 указанной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В Приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Дополнительные требования).
Согласно позиции 8 раздела II Дополнительных требований установлены слкдующие требования к участникам закупки:
Графа "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки" - Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Графа "Дополнительные требования к участникам закупки" наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Графа "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно извещению, об аукционе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 Дополнительных требований Постановления Правительства N 2571.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 NИЭА1 Аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки N 1 (Идентификационный номер заявки N 112337830 ООО "МАНАС"). В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, электронный аукцион признан несостоявшимся на основании п.1 ч.1 ст.52 Федерального закона N 44-ФЗ победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона по закупке "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Сети водоотведения, г. Салехард" Уличные напорные коллекторы. Внутриквартальные сети микрорайонов, прилегающих к ул. Чкалова, Чапаева" признано Общество с ограниченной ответственностью "Манас", под идентификационным номером 112337830, заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Изучив заявку ООО "Манас", под идентификационным номером 112337830 Комиссией установлено, что из представленных им договоров в качестве подтверждения наличия опыта по п. 8 Постановления Правительства N 2571 отсутствует исполненный договор на сумму не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, а именно на сумму более 55 242 309,11 рублей.
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что участник с идентификационным номером заявки N 112337830 не подтвердил наличие у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги в связи с чем должен быть отклонен Аукционной комиссией.
Следовательно, Аукционной комиссией неправомерно была признана соответствующей заявка участника с идентификационным номером N 112337830, а в дальнейшем и Победителем закупки что является нарушением положений подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49, части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что по состоянию на момент проведения внеплановой проверки между Заказчиком и Победителем закупки контракт заключен, а у Комиссии отсутствуют полномочия по принятию мер реагирования после заключения контракта, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Сети водоотведения, г. Салехард" Уличные напорные коллекторы. Внутриквартальные сети микрорайонов, прилегающих к ул. Чкалова, Чапаева", начальная (максимальная) цена контракта - 138 855 772,78 рублей, (извещение N 0400600001722000010) в действиях Аукционной комиссии Заказчика АО "Салехардэнерго" (ИНН 8901030855) установлено нарушение требований подпункта а) пункта 1 части 5 статьи 49, части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Обязать Заказчика обеспечить уведомление членов Аукционной комиссии (извещение N 0400600001722000010) о необходимо представить в срок до 30.11.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- приказ о создании Единой (аукционной) комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 02.12.2022 в 15 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru to89-gorozheev@fas.gov.ru).
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20 октября 2022 г. N 089/06/99-910/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022