Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____.>
<____.>
<____.>
рассмотрев направленное обращение Заказчиком - Администрация города Новый Уренгой (ИНН: 8904028004) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000390001 от 02.08.2022 г. на поставку компьютеров персональных настольных (моноблоков) - 460 000,00 рублей, (извещение N 0190300010822000390), с ООО "ИНДИ-Т" (ИНН: 6686139928) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 13.10.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N 01903000108220003930001 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения
контракта) следует, 02 августа 2022 года, между Администрацией города Новый Уренгой далее (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ИНДИ-Т" далее - "Поставщик"
заключен контракт N 01903000108220003930001 на поставку компьютеров персональных настольных (моноблоков) (далее - Товар).
Согласно пункту 3.1 Контракта, Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику в течение 20 календарных дней с момента заключения Контракта.
В соответствии с подпунктами 4.1.1,- 4.1.3 пункта 4.1 Контракта, Поставщик обязан:
- поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества;
- обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом (пункт 5.1 Контракта).
В свою очередь, Поставщик осуществил поставку Товара не соответствующего условиям контракта. В ходе поведения внутренней экспертизы поставленного Товара, выявлено его несоответствие требованиям, установленным в техническом задании на поставку товаров и спецификации к Контракту.
В связи с выявленным несоответствием Товара, Заказчиком в адрес Поставщика был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 42 от 19.08.2022 (исх. N 89-176/18-07/112 от 30.08.2022), с указанием срока на устранение выявленных недостатков до 13.09.2022.
19.09.2022 в адрес Заказчика поступило письмо от 07.09.2022 N 168 о невозможности поставки Товара, в связи с отсутствием поставок моноблоков и комплектующих для их сборки зарубежными поставщиками. При этом документы, подтверждающие указанные в письме обстоятельства или документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, Поставщиком не представлены.
22.09.2022 Заказчиком направлен ответ с указанием срока для предоставления вышеуказанных документов до 26.09.2022. В ответ на указанное письмо Заказчика, Поставщиком направлено письмо с приложением ответа контрагента об отсутствии у него на складе моноблоков НР Elite Оnе 800 G6. Вместе с тем, согласно заявке участника закупки и заключенному контракту к поставке предполагались, и фактически были поставлены моноблоки DIO.
Информация и документы о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, повлекших неисполнение условий контракта, в порядке, предусмотренном в разделе IX контракта, Заказчику не предоставлены.
До настоящего времени выявленные Заказчиком недостатки Товара не устранены, Товар в соответствии с условиями контракта Заказчику не поставлен.
На основании вышеизложенного, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий исполнения Контракта, неисполнением обязательств по поставке Товара, отвечающего требованиям Контракта, в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пунктом 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 4.4.7 пункта 4.4, пунктом 11 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 02.08.2022 N 01903000108220003900001.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 27.10.2022 NАД/3906, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
К моменту участия в проводимом аукционе Поставщиком к моменту участия в указанных конкурентных закупках ООО "ИНДИ-Т" получило коммерческое предложение с характеристиками товаров имеющих полное соответствие с условиями технического задания.
Однако после подписания контракта предполагаемым поставщиком в отправке заранее обусловленного товара было отказано по причине отсутствия заранее согласованного к поставке товара в связи с отсутствием новых поступлений, связанных с вводимыми в отношении РФ мерами зарубежных производителей. Об указанных событиях, после неоднократных запросов был получен официальный ответ (направлялся в адрес Заказчика).
Указанное обстоятельство объяснялось отсутствием поставок зарубежных производителей моноблоков, таких как НР, АCER и Lenovo, технические характеристики которых были использованы при составлении ТЗ.
Всеми работающими на Российском рынке производителями на запросы ООО "ИНДИ-Т" по необходимым изделиям и комплектующим было отказано.
Так же до настоящего времени на рынке РФ отсутствуют и необходимые комплектующие вышеупомянутых производителей для сборки моноблоков собственного производства (НР, АСER, Intel) такие как процессоры, материнские платы с необходимыми портами и платами.
В связи с указанными наступившими событиями ООО "ИНДИ-Т" была произведена поставка имеющихся в наличии изделий с улучшенными характеристиками, но частично не совпадающих с условиями технических заданий.
В ответ на письмо Заказчика N 89-176/18-07/128 от 22.09.2022 г. направлялась имеющаяся информация о наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
В сложившихся условиях Заказчику сообщалось об отсутствии возможности поставки изделий с требуемыми характеристиками. При этом предлагалось рассмотреть возможность приёмки ранее поставленных изделий с увеличением срока гарантийного обслуживания до 3 лет.
Таким образом, ООО "ИНДИ-Т" в следствии стечения сложившихся обстоятельств не имело возможности исполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием части товара. При этом принимало все возможные попытки для исполнения его условий.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 11.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.08.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 01903000108220003930001 (далее - Контракт).
13.10.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.10.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
25.10.2022 Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (товар не поставлен).
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Поставщик представил письмо контрагента об отказе в поставке товара, что не является доказательством отсутствия поставляемого товара на рынке, т.к. другим поставщиком аналогичный контракт в это же время был выполнен в полном объеме, что подтверждается документами об исполнении контракта по закупки извещение N N 0190300010822000392, 0190300010822000394 размещённые в ЕИС.
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Поставщик нарушил п.п.4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией. П.5.1 Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Кроме того, Комиссия Управления приняла во внимание, что на дату рассмотрения обращения, информация о Поставщике уже находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ИНДИ-Т" сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Улитенко Владимир Викторович по обращению Администрация города Новый Уренгой по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000390001 от 02.08.2022 г. на поставку компьютеров персональных настольных (моноблоков) - 460 000,00 рублей, (извещение N 0190300010822000390) включить реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения информации в отношении ООО "ИНДИ-Т", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Улитенко Владимир Викторович в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 ноября 2022 г. N 089/06/104-957/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022