Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->,
<------->,
рассмотрев представленное Заказчиком - Департаментом имущественных отношений Администрации Приуральского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01-МК/22 от 07.04.2022 на выполнение комплексных кадастровых работ, цена контракта - 107 000,00 рублей, (извещение N 0890300004822000003), с ООО "Атлант" (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.04.2022 на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.02.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 01-МК/22 на выполнение комплексных кадастровых работ (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить комплексные кадастровые работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) являющимся неотъемлемой частью Контракта (далее - кадастровые работы, работы), в отношении расположенных на территории Приуральского района кадастровых кварталов: 89:02:010601 (пос. Ямбура), 89:02:010701 (пос. Вылпосл), 89:02:010801 (с. Халасьпугор), 89:02:020503 (территория муниципального округа не входящая в состав населенного пункта):
- земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости, о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;
- земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;
- зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке, сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 2.2 Контракта установлено, что срок выполнения Исполнителем работ по Контракту: с момента заключения контракта по 01 ноября 2022 года.
Пунктом 1.5 Контракта установлено, что в результате выполненных работ Исполнитель передает Заказчику документацию в соответствии с требованиями технического задания.
В соответствии с требованиями Технического задания результатом выполнения комплексных кадастровых работ является внесение сведений об объектах недвижимости, содержащихся в карте-плане территории кадастровых кварталов: 89:02:010601 (пос. Ямбура), 89:02:010701(пос. Вылпосл), 89:02:010801 (с. Халасьпугор), 89:02:020503 (с. Аксарка, территория муниципального округа, не входящая в состав населенного пункта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п. 8.6 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 8.2 Контракта следует, что Контракт, может быть, расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.10.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что результатом выполнения комплексных кадастровых работ, согласно Приложению N 1 к Контракту является внесение сведений об объектах недвижимости, содержащихся в карте-плане территории кадастровых кварталов в Единый государственный реестр недвижимости.
До принятия решения об одностороннем расторжении контракта карта-план в адрес Заказчика не поступал.
Внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости предшествуют ряд мероприятий общий срок выполнения работ по которым с момента поступления карты-плана составляет не менее 95 календарных дней, что свидетельствует о невозможности выполнения работ Подрядчиком к сроку, установленному пунктом 2.2. Контракта.
Согласно пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с изложенным Заказчиком принято решение отказаться от исполнения заключенного Контракта N 01-МК/22 от 07 апреля 2022 года "На выполнение комплексных кадастровых работ".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 03.11.2022 NАД/3978, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что ООО "Атлант" приступил к выполнению работ с даты заключения контракта.
В начале выполнения работ у заказчика были запрошены исходные данные (письмо от 12.04.2022 N26/04/2022).
В связи с отсутствием ответа 04.05.2022 письмом N02/05/2022 подрядчик приостановил работы.
Письмом от 06.05.2022 г. N89-158-6/01-08/1166 заказчик направил часть исходных данных, затем письмом от 25.05.2022 N89-158-6/01-08/1272 еще одну часть. В дальнейшем письмом от 29.06.2022 N89-158-6/01-08/1417 заказчик сообщил об ошибке в ранее направленных исходных данных (ссылке на проект межевания территории) и направил исправленные данные.
Таким образом подрядчик смог приступить к полноценному выполнению работ лишь с 11.07.2022 г. через 95 дней после заключения контракта.
Кадастровыми инженерами подрядчика были сделаны запросы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления Росреестра по ЯНАО, а также запрошены адреса правообладателей объектов недвижимости в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯНАО и разосланы извещения о проведении ККР таким правообладателям (ответы Управления Росреестра по ЯНАО прилагаю имеются в материалах дела).
Выполнив анализ предоставленных и собранных исходных данных письмами от 12.08.2022 N41/08/2022 и от 02.09.2022 N06/09/2022 подрядчик сообщил о невозможности выполнения работ ввиду пересечения границ образуемых участков с границами территориальных зон, а также отсутствию объектов в квартале 89:02:010801 (единственный объект 89:02:010801:25 имеет описание местоположения Ямало-Ненецкий автономный округ, рн Приуральский, с Халасьпугор, п Харп газопровода-отвода к гг Салехард, Лабытнанги, Харп, что явно не соответствует местоположению квартала 89:02:010801. Также с. Халасьпугор является ликвидированным, в нем отсутствует система водоснабжения и водоотведения, что не соответствует назначению объекта 89:02:010801:25 - комплекс очистки сточных вод). Таким образом, выполнить часть работ по всем объектам невозможно.
За время, затраченное на переписку, заказчик мог внести изменения в территориальные зоны, либо просто исключить их из ЕГРН (например, в мае 2022 года заказчик внес в ЕГРН результаты комплексных кадастровых работ по кварталу 89:02:020401, выполненные ООО "Атлант" в 2021 году (также расторгнув и не оплатив работ), исключив из ЕГРН сведения о границах территориальных зон).На протяжении всего срока исполнения контракта заказчик игнорировал запросы подрядчика о предоставлении сведений об объектах работ, которые в соответствии с п. 13 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предоставляются ограниченному кругу лиц, среди которых отсутствует кадастровый инженер.
В соответствии с п.п. 4 п. 13 ст. 62 заказчик имел право на предоставление сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Более того в письме от 03.10.2022 г. N89-158-6/01-08/2139 заказчик необоснованно указал, что ООО "Атлант" имеет право самостоятельно запросить указанные сведения, приложив копию контракта, хотя перечень лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям, ограничен в положениях закона и указанной возможности в нем не описано. В целом заказчик искал причины отказа в предоставлении документов вместо их запроса и направления подрядчику.
В связи с необходимостью контроля за реализацией подпрограммы "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" Гилевой Ириной Витальевной, и.о. директора департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа постоянно проводятся совещания в режиме видеоконференцсвязи на тему: "О проведении комплексных кадастровых работ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", в которых принимают участие представители заказчиков и исполнители ККР. В ходе совещаний неоднократно было указало на необходимость оказания содействия исполнителям ККР со стороны заказчика работ, в том числе в виде запросов материалов инвентаризации, технических паспортов на объекты работы в органах, осуществляющих их хранение, а также сведений, содержащиеся в ЕГРН, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН.
На совещании 10.08.2022 г. представители заказчика согласились предоставить указанные сведения, но впоследствии снова отказали в их предоставлении (письмо от 26.08.2022 N 89-158- 6/01-09/1718).
На совещании 28.09.2022 г. представитель заказчика сообщил, что не будет запрашивать указанные документы, иначе он подтвердит, что просрочил их предоставление.
Учитывая указанные обстоятельства, выполнение работ оказалось невозможным.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
14.10.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 28.10.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Поставщиком сроков исполнения работ и существенными нарушениями условий контракта.
Из объяснений Исполнителя, а также представленных документов следует, что при заключении контракта он был намерен и рассчитывал на исполнение своих обязательств по контракту в полном объеме, однако по независящим от него причинам, а именно затыгивание сроков предоставления Заказчиком исходной информации, ошибок в этой информации, а также не внесения исправлений по объектам в ЕГРН со стороны Заказчика, сделало невозможным исполнение всех условий контракта.
Указанная позиция Исполнителя подтверждается материалами дела и не оспорена Заказчиком.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Атлант" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Атлант" (ИНН: 5501197050), представленную Департаментом имущественных отношений Администрации Приуральского района (ИНН: 8908002134) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 01-МК/22 от 07.04.2022 на выполнение комплексных кадастровых работ, цена контракта - 107 000,00 рублей, (извещение N 0890300004822000003), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <------->
Члены комиссии <------->
<------->
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 ноября 2022 г. N 089/06/104-969/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022