Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
<__.> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
<__.>. - представителя исполнителя, по доверенности;
<__.> - представителя заказчика по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком - Управление муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N ЭА.2022.133-149 от 15.07.2022 на выполнение работ по уборке неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества, цена контракта - 2 909564,07 рублей, (извещение N 0190300004622000149), с ООО "Богема" (ИНН: 7203534297) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что 15.07.2022 между муниципальным образованием город Муравленко, от имени которого действует Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Богема" (Исполнитель) заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.133-149 (далее - "Контракт").
Предмет контракта: Исполнитель обязуется выполнить работы по уборке неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества, в соответствии с требованиями Технического задания, являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 3.1 период, сроки выполнения работ: с 26.08.2022 по 30.09.2022.
На основании п.4.4.1. Контракта Исполнитель обязан выполнить работы в сроки, установленные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
По состоянию на 11.10.2022 обязательства по муниципальному контракту не исполнены.
В соответствии с п. 10.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ, установленного в разделе 3 Контракта, более чем на 10 (десять) дней и несоответствия оказанных услуг требованиям настоящего Контракта.
Учитывая, что ООО "Богема" не выполнены работы по Контракту, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 10.3, 10.4 муниципального контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.11.2022 NАД/3967 представил письменные пояснения причин невыполнения работ контракта, где сообщил, что 25.07.2022 между заказчиком и исполнителем был заключен контракт на уборку неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества. На основании лесопатологического обследования. В аукционной документации не было никакой информации, о необходимости уборки производить только ручным способом на территории 86,9 га, что при всем желании сделать невозможно, так как одним из условий заключаемого контракта является, проведение работ без нарушения лесной подстилки (мха).
Из пояснения следует, что Заказчик предоставил данную информацию после составления актов обследования которые, были направлены после подписания контракта исполнителю.
Так же сама территория была показана исполнителю после подписания контракта, т.е. исполнитель не имел возможности каким-либо образом обследовать территорию до участия в закупке, чтобы оценить все возможное сложности при исполнении контракта.
После того как территория была показана исполнителю, выяснилось, что уборка возможна только ручным способом, без применения техники. Чтобы не повредить покров (мох) (Фото имеются).
Исполнитель также сообщил, что предпринимал попытки договориться с заказчиком об уборке территории механизированным способом, так как территория уборки очень большая (86,9 га), но заказчиком было отказано.
28.09.2022 г. исполнитель подготовил и направил в адрес заказчика соглашение о расторжении, где было подробно описана причина расторжения контракта.
Исполнитель просил сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупки N 0190300004622000149 не включать.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ, установленного в разделе 3 Контракта, более чем на 10 (десять) дней и несоответствия оказанных услуг требованиям настоящего Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
15.07.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N ЭА.2022.133-149 на выполнение работ по уборке неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничеств (далее - Контракт).
17.10.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 17.10.2022 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 28.10.2022.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 28.10.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта (работы по контракту не выполнялись, к исполнению обязательств по контракту Исполнитель не приступил).
Комиссией установлено, что контракт был заключен 15.07.2022. Сроки выполнения работ - с 26.08.2022 по 30.09.2022.
Представитель исполнителя на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях. Факт невыполнения работы по уборке неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества не отрицал.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исследовала письменные пояснения Исполнителя о причинах невыполнения работ, предусмотренных Контрактом, считает их необоснованными.
Комиссия установила, что в контракте отсутствует условие о необходимости производить уборку неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества "только ручным способом на территории 86,9 га".
Согласно условиям контракта, выполнение работ должно производиться без нанесения ущерба окружающей среде при соблюдении техники безопасности, с применением технологий и методических рекомендаций, не приводящих к ухудшению состояния объектов или их частей (п.4.4.5). Во избежание уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятия или уничтожения плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы, а также несанкционированного захоронения сухостоя, валежника и иного мусора в лесу, перед началом выполнения работ Исполнитель совместно с представителем Заказчика осуществляют визуальный осмотр территории подлежащей уборке от неликвидной древесины и захламленности территории г Муравленковского лесничества, с обязательной фото, видео фиксацией (п. 4.4.6).
На заседании Комиссии выяснилось, что Исполнитель полагал, что уборку неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества возможно выполнить с использованием средств механизации - техники на гусеничном ходу. Но после того как территория была показана исполнителю, он пришел к выводу, что уборка возможна только ручным способом, без применения техники. Чтобы не повредить покров (мох), (пункты 4.4.5 и 4.4.6 контракта).
Согласно пояснениям представителя Исполнителя, письменные запросы разъяснений порядка выполнения условий контракта, указанных в пунктах 4.4.5 и 4.4.6 заказчику не направлялись. В материалы дела доказательства направления письменных запросов не представлены.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что работы по контракту допускается выполнять с использованием средств механизации, условиями контракта это не запрещено, в том числе использование техники на колесном ходу. Гусеничная техника может нанести ущерб окружающей среде, уничтожить лесную подстилку, повредит живой напочвенный покров (мох).
Кроме того, согласно пункта 2.3 цена контракта включает в себя все расходы по исполнению муниципального контракта, транспортные, командировочные и иные расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта, предоставление механизированного средства (экскаватор, фронтальный погрузчик или другое средство механизации с водителем (при необходимости с целью установления факта несанкционированного захоронения мусора в лесу), а также налоги, сборы, другие обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации.
Исполнителем на заседание Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
При этом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из недоказанности обстоятельств, на которые ссылается Исполнитель, а также о невозможности соблюдения исполнителем положений Контракта.
На заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что Исполнитель к работам не приступил, по состоянию на 11.10.2022 обязательства по муниципальному контракту не исполнены.
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Богема" (ИНН: 7203534297), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Катречко Марине Анатольевне (ИНН 890508810702), по обращению Управление муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N ЭА.2022.133-149 от 15.07.2022 на выполнение работ по уборке неликвидной древесины и захламленности на территории Муравленковского лесничества, цена контракта - 2 909564,07 рублей, (извещение N 0190300004622000149, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Богема", сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Катречко Марине Анатольевне (ИНН 890508810702) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 ноября 2022 г. N 089/06/104-967/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022