Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев, направленное Заказчиком - Управление муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N ЭА.2022.96-103 от 31.05.2022 на выполнение работ по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества, цена контракта - 2 154 389,89 рублей, (извещение N 0190300004622000103), с ИП Аббасова Нушаба Гаджиали кызы (ИНН: 644108050119) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что 31.05.2022 между Муниципальным образованием город Муравленко, от имени которого действует Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Абассовой Н.Г. кызы (Исполнитель) заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.96-103 (далее - Контракт).
Предмет контракта: Исполнитель обязуется выполнить работы по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества, в соответствии с требованиями Технического задания, являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Срок выполнения работ и периодичность - разовое выполнение работ с 18.07.2022 по 26.08.2022 (п. 3.1 Контракта).
На основании п.4.4.1 Контракта Исполнителем принято обязательство выполнить работы по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества на основании результатов (актов) лесопатологического обследования лесных насаждений Муравленковского лесничества 2022 года, в соответствии с приложениями к настоящему Техническому заданию N1 (ведомость лесных участков, где планируется проведение уборки сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества в 2022 году), N 2 (карта-схема городских лесов) и N 3 (Том N 2, Таксационное описание городских лесов г. Муравленко Муниципального образования город Муравленко), в сроки, установленные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 21.09.2022 Исполнителем работы выполнены не в полном объеме, из предусмотренного Контрактом объема работ (86,92 га) фактически выполнено 59,2% (51,48 га), срок выполнения работ нарушен с просрочкой в 26 дней.
В соответствии с п. 10.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ, установленного в разделе 3 Контракта, более чем на 10 (десять) дней и несоответствия оказанных услуг требованиям настоящего Контракта.
Учитывая, что индивидуальным предпринимателем Аббасовой Н.Г. кызы не выполнены работы по Контракту в полном объеме, а также нарушены сроки выполнения работ, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 31.05.2022 N Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.05.2022 N° ЭА.2022.96-103.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.11.2022 NАД/3966 представил письменные пояснения, из которого следует, что 31.07.2022 между заказчиком и исполнителем был заключен муниципальный контракт N ЭА.2022.96-103 с Управлением муниципального имущества Администрации города Муравленко на выполнение работ по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества, в соответствии с требованиями Технического задания.
Место выполнения работ и объем; территория городских лесов Муравленковского лесничества, расположенного на части земель населенных пунктов муниципального образования город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно приложениям к Техническому заданию: N 1 Ведомость лесных участков, где планируется проведение уборки сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества н 2022 году; N 2 Карта-схема городских лесов. Согласно Приложению N 1 общая площадь уборки составляет 86,92 га.
Срок выполнения работ и периодичность: разовое выполнение работ с 18.07.2022 по 26.08.2022.
Из пояснения следует, что работы по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества были начаты в срок при соблюдении техники безопасности, с применением технологий, не приводящих к ухудшению состояния объектов или их частей, претензий у Заказчика по данному поводу не было и до настоящего момента также не выставлялись.
Все требования технического задания исполнителем также были соблюдены, а именно:
- Заказчику был предоставлен список работников, непосредственно выполняющих работы, копии трудовых договоров, заключенных с работниками, непосредственно выполняющих работы на объекте и письменное согласие данных работников на обработку их персональных данных.
- было произведено закрепление лентой на местности территории подлежащей уборке от сухостоя и захламленности территории Муравленковского лесничества.
- для определения координат на местности, а также сдачи выполненных работ был использован геодезист, с поверенным и откалиброванным прибором. Также были представлены документы о поверке и калибровке прибора Заказчику перед выполнением работ по уборке от сухостоя и захламленности территории Муравленковского лесничества.
- были обеспечены мероприятия по вывозу и утилизации мусора и сухостоя, согласно действующему законодательству, с предоставлением Заказчику подтверждающих документов.
Исполнитель сообщил, что, учитывая тяжелое финансовое состояние вызванное разрывом бизнес - отношений, удорожанием аренды техники, используемой для уборки леса (погрузчики), связанное с ведением на территории Украины специальной военной операции, а также в связи с тем, что бригадир, в не рабочее время перерезал себе сухожилие на руке и три месяца был на больничном, лишился профессионального работника, который командовал остальными, в связи с чем расходы исполнителя превысили доходы, тем не менее из 86,92 га исполнителем была убрана территория в 51 га площадью, что составляет 59 процентов (более половины от объема работ).
Исполнитель также сообщил, что в пункте 6.7 муниципального контракта указано, что Заказчик имеет право частично принять выполненную работу с отражением информации о фактически выполненной работе в документе о приемке в единой информационной системе в сфере закупок. Воспользовавшись этим пунктом и невозможностью финансовой и физической далее выполнить работы я и написала Заказчику письмо о расторжении контракта по соглашению сторон, Заказчик согласившись с предложением предложил подписать мне соглашение о расторжении контракта, удержав при этом пени за просрочку выполнения работ (в соответствии с п. 7.3. Контракта), а также в соответствии с п. 7.2 контракта в связи с частичным неисполнения условий контракта Заказчику были возмещены причиненные убытки в части, непокрытой неустойкой. О том, что, Заказчик собирается подавать жалобу на включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков исполнитель не знал, Заказчик при расторжении контракта (по соглашению сторон) исполнителя об этом не уведомил. Работа (на часть территории) у исполнителя была принята без замечаний, в связи с чем, исполнитель считает, что работа по уборки сухостоя и захламленности была выполнена профессионально и без замечаний к убранной территории.
Исполнитель просил сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ, установленного в разделе 3 Контракта, более чем на 10 (десять) дней и несоответствия оказанных услуг требованиям настоящего Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
31.05.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N ЭА. 2022.96-103 на выполнение работ по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества (далее - Контракт).
04.10.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.10.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 28.10.2022.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 28.10.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные исполнителем документы, подтверждающие, что исполнитель не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение, что подтверждается документами, размещёнными в ЕИС. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение исполнителя или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Комиссией установлено, что контракт заключен 31.05.2022. Сроки выполнения работ и периодичность - разовое выполнение работ с 18.07.2022 по 26.08.2022 (п. 3.1 Контракта).
Исполнитель приступил к исполнению контракта своевременно. Работы проводились с соблюдением техники безопасности, с применением технологий, не приводящих к ухудшению состояния объектов или их частей, претензий у Заказчика по данному поводу не было.
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 21.09.2022 Исполнитель выполнил работы по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества на площади 51,48 га на сумму 1 275 977, 43 рублей. Фактически выполненные работы соответствуют требованиям Контракта N ЭА.2022.96-103 от 31.05.2022 и техническому заданию Контракта. Недостатки выполнения работ не выявлены в части фактически выполненных работ. Просрочка исполнения обязательств Исполнителя по Контракту составляет 26 дней. Согласно претензии от 27.09.2022 N° 89-175-18/01-06/12147, Заказчиком выставлена неустойка по контракту.
Следовательно, исполнителем работа и обязательства по контракту исполнены частично, что составляет 59 процентов (более половины от объема работ). Вместе с тем, исполнение по контракту осуществлялась на условиях, установленных контрактом. В объяснении исполнителя указаны причины частичного неисполнения обязательств по контракту.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Исполнителя при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта, требования об уплате неустойки) представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментом воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Аббасова Нушаба Гаджиали кызы (ИНН: 644108050119) по обращению Управление муниципального имущества администрации города Муравленко (ИНН: 8906004016) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N ЭА.2022.96-103 от 31.05.2022 на выполнение работ по уборке сухостоя и захламленности на территории Муравленковского лесничества, цена контракта - 2 154 389,89 рублей, (извещение N 0190300004622000103), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 ноября 2022 г. N 089/06/104-966/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022