Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 31.10.2022 N 425 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "СТАТУС" (ИНН 3123415018)", (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителей заказчика - ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (по доверенности от 27.10.2022), (по доверенности от 27.10.2022), (по доверенности от 27.10.2022), (по доверенности от 27.10.2022), заинтересованного лица ФБУ "РосСтройКонтроль" (по доверенности от 01.04.2022 N 1145/ЦФО), участника закупки ООО "СТАТУС" (по доверенности от 02.11.2022), директора ООО "СТАТУС", рассмотрев информацию ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" о расторжении в одностороннем порядке контракта с ООО "СТАТУС", заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внепплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения водоотведения МКР ИЖС "Теплый Колодезь" Губкинского городского округа Белгородской области"" (под лимит 2022 года) (N закупки 0826500000922001589),
УСТАНОВИЛА:
ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "СТАТУС" (ИНН 3123415018) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 17.03.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 121 981,63 рублей.
Наименование объекта закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внепплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения водоотведения МКР ИЖС "Теплый Колодезь" Губкинского городского округа Белгородской области" (под лимит 2022 года).
По итогам Аукциона Заказчиком 08.04.2022 г. с ООО "СТАТУС" заключен контракт N 08265000009220015890001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внепплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения водоотведения МКР ИЖС "Теплый Колодезь" Губкинского городского округа Белгородской области" (под лимит 2022 года), цена которого составила 51 121 981,63 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Государственного контракта Подрядчик в соответствии с установленной в статье 2 ценой настоящего Контракта и в соответствии с Приложениями NN 1-7 к Контракту выполнит строительно-монтажные работы по объекту: "Внепплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения водоотведения МКР ИЖС "Теплый Колодезь" Губкинского городского округа Белгородской области" (под лимит 2022 года).
Согласно пункту 3.1. Государственного Контракта сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Сроки выполнения работ по Контракту: начало выполнения работ - 30.04.2022, окончание выполнения работ - 01.12.2022 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.3. Контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 14.3. Контракта Заказчиком 13.10.2022 принято решение N 3188 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "СТАТУС" условий Контракта.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 13.10.2022 было размещено в ЕИС, следовательно, 13.10.2022 является датой надлежащего уведомления Подрядчика.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 25.10.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "СТАТУС" (ИНН 3123415018) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 27.10. 2022.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 3188 от 13.10.2022 года (далее - Решение) принято в связи с существенным нарушением условий Контракта со стороны Исполнителя.
Из содержания Решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта следует, что Подрядчиком нарушены сроки выполнения работ по первому этапу в срок до 15.06.2022 и второму этапу до 15.08.2022 в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту). По состоянию на 13 октября 2022 Подрядчик не осуществил сдачу выполненных работ по этапам, не представил Заказчику еженедельный отчет о ходе выполненных работ на объекте.
30.09.2022 Заказчиком была выставлена претензия N 3042 в адрес Подрядчика с требованием устранить нарушения, путем увеличения количества персонала и строительной техники на объекте, сдать работы по этапам 1 и 2 в порядке, установленном пунктом 6.16. Контракта и представить отчеты, установленные пунктом 4.3. Контракта в двухдневный срок с даты получения претензии.
Как следует из письменного пояснения ООО "СТАТУС" на начальном этапе после заключения контракта возникли проблемы с получением ордера на производство земляных работ.
ООО "СТАТУС" 07.04.2022 письмом N 042, адресованным Управлению архитектуры и градостроительной политики Губкинского городского округа, просило выдать ордер на производство земляных работ на объекте "Внепплощадочные и внутриплощадочные сети и сооружения водоотведения МКР ИЖС "Теплый Колодезь" Губкинского городского округа Белгородской области". Ответ был получен 15.04.2022 от комитета градостроительной политики администрации Губкинского городского округа Белгородской области о том, что проектная документация была разработана в 2018 году и на настоящий момент не соответствует требованиям действующего законодательства. О сложившейся ситуации Подрядчик уведомил Заказчика письмами N 030 от 18.04.2022 и N 053 от 06.05.2022, сообщив, что без ордера на производство земляные работы начаться не могут, ответ на которые не получил.
Письмом N 67 от 24.05.2022 Подрядчик просил согласовать материал (труба ПП) для устройства сетей водоотведения на основании государственной программы по импортозамещению и долгим сроком поставки трубы по проектной документации. Ответ от Заказчика был получен 22.06.2022, письмом N 2050 ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" согласовал замену трубы российского производства.
Согласно письмам N 64 от 19.05.2022 и N 91 от 22.06.2022 Подрядчик обратился к Заказчику за согласованием места размещения строительного городка. Письмом N 2086 от 27.06.2022 Заказчик отказал в размещении строительного городка по указанным схемам Подрядчика.
Письмами N 88 от 16.06.2022 и N 94 от 23.06.2022, исходящими от ООО "СТАТУС", Подрядчик согласовывал с Заказчиком проект производства работ (ППР) по объекту и чертежи и оборудование КНС N 1 и КНС N 2. Ответы по которым Заказчик направил в адрес Подрядчика 30.06.2022 и 28.07.2022.
Откорректированный ППР по объекту был направлен Подрядчиком в адрес Заказчика письмами N 101 от 01.07.2022 и N 135 от 13.07.2022. Письмом от 26.07.2022 N 2365 Заказчик проинформировал ООО "СТАТУС" о том, что проект согласован и передан ответственному лицу Подрядчика, закрепленному приказом за данным объектом.
Далее, как следует из пояснений представителя Подрядчика, в период с 01.07.2022 по 13.07.2022 в адрес Заказчика направлялся ряд писем (NN 102, 104, 105, 136, 139), в которых ООО "СТАТУС" просил согласовать стремянки канализационных колодцев, предоставить геодезическую разбивочную основу объекта, предоставить Акт выноса в натуру границ участка строительства, которые остались без ответа со стороны Заказчика.
15.07.2022 Подрядчик в письме N 143 просил внести изменения в проектную документацию в части исключения дезинфекции трубопроводов, так как в соответствии с СП 129.13330.2019 промывке и дезинфекции подлежат трубопроводы и сооружения хозяйственно-питьевого водоснабжения. В ответ было получено письмо от Заказчика N 2410 от 01.08.2022 о направлении ООО "Конкорд" письма о внесении изменений в проектную документацию Раздел 5. Том 5 "Проект организации строительства", шифр 2019/15К-ПОС: исключить указания о дезинфекции трубопроводов (самотечные сети водоотведения, напорный коллектор) в соответствии с СП 129.13330.2019. При этом со слов представителя ООО "СТАТУС" измененная проектная документация Подрядчику не предоставлена.
Письмом N 155 от 10.08.2022 ООО "СТАТУС" просило сообщить контакты эксплуатирующей организации мкр. ИЖС "Теплый Колодезь" для согласования КНС N 1 и КНС N 2 (канализационная насосная станция), 23.08.2022 получили ответ N 2555 от Заказчика, эксплуатирующей организацией является МУП "Губкин Сервис".
29.08.2022 письмом N 1403 ООО "СТАТУС" получило информацию от МУП "Губкин Сервис", что данное предприятие не является эксплуатирующей организацией системы водоотведения мкр. ИЖС "Теплый Колодезь", о чем Подрядчик уведомил Заказчика в письме N 160 от 29.08.2022. Ответ от Заказчика не последовал.
В ходе рассмотрения дела представитель Подрядчика представил в материалы дела результаты экспертиз труб и элементов железобетонных колодцев, которые использовались при выполнении работ на объекте, представленные копиями протоколов испытаний NN 14976, 14980.
При указанных обстоятельствах ООО "СТАТУС" считает, что действий направленных на умышленное неисполнение обязательств по контракту у общества не было.
Кроме того, по мнению ООО "СТАТУС" Заказчиком нарушен порядок расторжения Контракта в связи с тем, что согласно пункту 14.6. Контракта решение Заказчика об одностороннем отказе принимается в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Однако Комиссия Белгородского УФАС указывает, что порядок расторжения контрактов, определенный пунктом 3 части 6 статьи 8 ФЗ N 360 распространяется только на те решения, которые принимались в период с 1 января до 1 июля 2022 г.
Между тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком принято 13.10.2022, т.е. за пределами указанного в статье 8 ФЗ N 360 периода времени. Таким образом, расторжение контракта при таких обстоятельствах проводится в соответствии частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из сложной специфики работ в рассматриваемом случае, в связи со сжатыми сроками рассмотрения информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, Комиссия, в силу своей компетенции, проверив действия сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и установив при этом соблюдение сторонами этой процедуры, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Вместе с тем, следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия не находит оснований для применения в отношении ООО "СТАТУС" такой меры ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СТАТУС" (ИНН 3123415018) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 ноября 2022 г. N 031/06/104-632/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022