Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в присутствии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Научно-практический центр "Фтизиатрия" имени Е.Н. Андреева (далее - ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева", заказчик): <_> (представитель по доверенности), <_>, <_> (слушатели);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Вариант" (далее - ООО "Вариант", заинтересованное лицо): <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев обращение от ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева" об участнике закупки ООО "Вариант" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку медицинских изделий для выполнения ВМП по торакальной хирургии (скобы, держатель) (изв. N0816500000622005872), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение от ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева" об участнике закупки ООО "Вариант" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку медицинских изделий для выполнения ВМП по торакальной хирургии (скобы, держатель) (изв. N0816500000622005872).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта являлось существенное нарушение условий государственного контракта.
Заинтересованное лицо представило письменное пояснение, просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено следующее:
12.04.2022 заказчиком ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0816500000622005872 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для выполнения ВМП по торакальной хирургии (скобы, держатель).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 833 607,29 рублей.
25.04.2022 года подведены итоги электронного аукциона, о чем составлен протокол электронного аукциона N0816500000622005872.
Согласно указанному протоколу заявка участника электронного аукциона ООО "Вариант" признана победителем электронного аукциона.
06.05.2022 года заключен государственный контракт N0816500000622005872 между заказчиком и заинтересованным лицом (номер реестровой записи 2143507165822000127) (далее - контракт).
11.10.2022 года заказчиком на сайте единой информационной системы было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта поставщиком.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "Вариант" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2.1. установлено следующее:
2.1. Поставщик обязуется поставить Товар по Контракту в течение 120 (сто двадцать) календарных дней с даты подписания контракта.
Согласно разделу 9 государственного контракта, установлен следующий порядок его расторжения:
9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.4. Если Заказчиком проведена экспертиза поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Товара в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
9.5. Заказчик может в любое время до поставки Товара отказаться от исполнения Контракта, уплатив Поставщику часть установленной цены пропорционально части Товара, поставленной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Поставщику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за поставку Товара, и частью цены, выплаченной за поставленный Товар.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.9. Односторонний отказ Поставщика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ не предусмотрен.
11.10.2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с ненадлежащим исполнением контракта поставщиком.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 11.10.2022 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2022 г. Контракт расторгнут.
Согласно материалам с ЕИС и материалами дела, предоставленными сторонами, установлено следующее:
06.05.2022 г. заключен государственный контракт.
10.06.2022 г. Поставщиком осуществлена поставка товара на сумму 788 995, 20 руб.;
29.06.2022 г. Поставщиков осуществлена поставка товара на сумму 299 347, 86 руб.;
02.09.2022 г. Заказчиком направлено письмо с запросом о причинах не поставки остального объема товара по контракту.
07.09.2022 г. Поставщиком направлено письмо Заказчику о поступлении товара в течение сентября 2022 г. Кроме того, согласно электронным документам об исполнении поставщиком в сентябре поставлен товар на общую сумму - 643 237,63 руб.;
Согласно сведениям с ЕИС Поставщиком поставлен товар за общий период на общую сумму 1 731 580,69 руб. Остаток не поставленного товара, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика, составил -100 536,17 руб.;
04.10.2022 г. Заказчиком направлено соглашение о расторжении контракта.
04.10.2022 г. Поставщиком направлен ответ, согласно которому поставщик уведомляет о скором поступлении товара.
11.10.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что заказчиком подтверждены факты существенного нарушения исполнителем условий контракта, при этом заинтересованным лицом в ходе рассмотрения дела также подтверждено принятие исполнителем мер по исполнению условий контракта.
Вышесказанное позволяет прийти к следующим выводам:
1) Материалами дела подтверждается факт невозможности поставки товара в связи введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации.
2) Также, Комиссия считает возможным, учесть положения абзаца второго пункта "в" части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Так, согласно указанной норме Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующих лиц, ООО "Вариант" были приняты должные меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах и письмах для своевременной поставки, а также отсутствие недобросовестного поведения и умышленных виновных действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14, 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
р е ш и л а:
сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева" об участнике закупки ООО "Вариант" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку медицинских изделий для выполнения ВМП по торакальной хирургии (скобы, держатель) (изв. N0816500000622005872), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 ноября 2022 г. N 014/06/104-1574/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022