Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика о включении сведений об ООО "Центр Консолидации Бизнеса" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 12.08.2022 был заключен контракт N 0345400000522000068 на оказание услуг по оценке технического состояния ТМЦ (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 40 000,00 рублей.
Из обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 12.10.2022, Контракт считается расторгнутым.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте указанной в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 11.3. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п. 1.1. Предметом настоящего Контракта является оказание услуг по оценке технического состояния ТМЦ (далее - Услуги), согласно Техническому заданию (Приложение N2 к Контракту).
Согласно Контракта:
- 1.2. Исполнитель оказывает услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта и определяющими объем, содержание услуг и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего Контракта, определяющими стоимость услуг и сроки их оказания.
- 1.3. Результатом оказания услуг является составление технического заключения независимого эксперта, содержащее выводы о состоянии имущества, величины физического износа и пригодности для дальнейшего использования, а также оценки рыночной стоимости имущества и стоимости его ремонта.
- 3.1. Место оказания услуг: 191123, Санкт-Петербург пер. Манежный, д.14
Месторасположение Объектов оказания услуг - в соответствии с Приложением N 3 к Контракту.
- 3.2. Сроки оказания услуг: в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта.
На основании п. 9.1 Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2022 г.
Согласно Приложению N1 состав услуг включает в себя 63 объекта:
НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГ |
КОЛИЧЕСТВО (ОБЪЕМ) ПРОДУКЦИИ ШТ |
ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ, РУБ. |
СТОИМТОСТЬ, РУБ. |
оказание услуг по оценке технического состояния ТМЦ |
63 |
1534,50 |
96673,50 |
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к услугам, которые должны соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложений к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов было принято 12.10.2022 в связи с тем, что Участник выполнил услуги по 2 объектам с замечаниями, а по иным объектам технические заключения и акты технического состояния вовсе не передавались на проверку.
Из материалов дела следует, что Контракт заключен 12.08.2022.
В соответствии с п.2.1. Технического задания (Приложение N2 к Контракту) Заказчик предоставил Исполнителю фотографии объектов, которые должны быть включены в технические заключения, и акты технического состояния объектов (письмо исх.N3496-06 от 16.08.2022, письмо исх.N3535-06 от 19.08.2022).
Исполнитель за уточняющей информацией к Заказчику не обращался.
31.08.2022 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх.N 3670-06 от 31.08.2022) с просьбой предоставить информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по Контракту, в связи с тем, что Исполнитель ни разу с Заказчиком не связался.
01.09.2022 от Исполнителя на электронный адрес был получен комплект документов на проверку.
Изучив документы, Заказчик направил Исполнителю список несоответствия документов, требованиям контракта (письмо исх. N3701-06 от 02.09.2022), а именно указано:
15.09.2022 Исполнитель выслал Заказчику техническую экспертизу по 2 (двум) объектам (всего 63 объекта).
В ходе проверки. Заказчиком выявлены ошибки, о чем Заказчик 15.09.2022 уведомил Исполнителя, а 22.09.2022 Заказчиком была направлена претензия Исполнителю (исх.N 4004-02) на электронную почту и через функционал ЕИС с требованием устранить выявленные Заказчиком нарушения в течение 10 (десяти) календарных дней, а именно:
Ответа от Исполнителя также не последовало.
12.08.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также из текста обращения Заказчика следует, что в установленный срок, Участник не устранил причины принятия одностороннего отказа, услуги так и не исполнены, Исполнитель не реагирует ни на телефонные звонки, ни на письма, действия (бездействия) Исполнителя создают угрозу нормального функционирования Заказчика в 2022 году, поскольку Заказчик необходимы заключения технического состояния объектов.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком, размешено 13.10.2022 на официальном сайте в единой информационной системе - получено Обществом 13.10.2022 в 11:32 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1112017.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки оказания услуг были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
Заказчик предоставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, однако Участник на претензии никак не реагировал, при принятии решения об одностороннем отказе также не связывался с Заказчиком.
В итоге из 63 объектов заключения были переданы Заказчику лишь в отношении на 2 объектов, которые в свою очередь имели недостатки, которые также не были устанены.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги не оказаны, Заказчику не сданы.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в услугах по оценке технического состояния ТМЦ, нанесен значительный ущерб, выраженный в срыве получения технического заключения независимого эксперта, содержащее выводы о состоянии имущества, величины физического износа и пригодности для дальнейшего использования, а также оценки рыночной стоимости имущества и стоимости его ремонта, кроме того Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Центр Консолидации Бизнеса" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 ноября 2022 г. N 047/06/104-3168/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2022