Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращениях Заказчика, о включении сведений об ИП Карнаван Роман Александрович в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключены контракты:
- N0145300026422000003 от 11.04.2022 на благоустройство общественной территории у администрации, расположенной по адресу: Ленинградская область Кировский район с. Путилово ул. Братьев Пожарских д. 2 на сумму 10 000 000,00 рублей (далее - Контракт N1);
- N0145300026422000004 от 11.04.2022 на Благоустройство дворовой территории у многоквартирных домов NN21,24 по ул. Братьев Пожарских, с. Путилово на сумму 7 700 000,00 рублей (далее - Контракт N2).
Из направленных Заказчиком обращений следует, что:
- 03.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1;
- 04.10.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 6.2 Контракта N1 и N2 предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из существа обращений Заказчика следует, что решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контрактов N1 и N2 приняты в связи с тем, что работы выполнены не в полном объеме в установленный срок.
Ввиду установленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту N1 и N2, Заказчик принял решения об одностороннем отказе от исполнения Контрактов.
Однако, Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом, Комиссия отмечает, что в направленных документах Заказчика не изложены существенные обстоятельства дела, имеющие значения для принятия решения, более того, часть документов вообще не представлена Заказчиком в адрес Управления.
Так, Уведомлением NИМ/2500/22 от 02.11.2022 Управление запрашивало у Заказчика, в том числе: письменные пояснения (п.1) Документы об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта, акты приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта (при наличии) (п.4); Заключения проводимых экспертиз, всю почтовую и электронную переписку между сторонами (с подтверждением отправки/получения) (п.5) (Размещено в ЕИС: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/general-information .html?reestrNumber=202200187297003310).
Вместе с тем, Заказчиком, кроме самих текстов односторонних отказов по Контракту N1 и N2, не представлялось других дополнительных документов, не содержится какой-либо последовательной хронологии событий, также не содержится данных о том, реагировал ли Участник на претензии (если они выставлялись), в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, нет доводов, пояснений и документов запрошенных Управлением, не представлено ни одного письма от Участника.
Таким образом, Комиссия установила, что запрошенные документы не представлены в полном объеме, то есть Заказчик представил тот пакет документов, которым располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу, чем и будет руководствоваться Комиссия.
Согласно п. 1.1. Контракта N1 Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) выполнить благоустройство общественной территории у администрации, расположенной по адресу: Ленинградская область Кировский район с. Путилово ул.Братьев Пожарских д. 2 (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.1. Контракта N2 Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) выполнить благоустройство дворовой территории у многоквартирных домов NN21,24 по ул.Братьев Пожарских в с.Путилово (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.3. Контракта N1 и N2 Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.09.2022 г. (включительно).
Согласно п. 2.3.2. Контракта N1 и N2 аванс в размере 30% от цены Договора Заказчик оплачивает в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от Подрядчика счета на оплату аванса.
По Контракту N1 и N2 Подрядчик обязан среди прочего:
- 4.2.1. Принять Объект по акту приема-передачи строительной площадки (Объекта) (приложение N 2 к контракту) для выполнения работ по настоящему Контракту и обеспечить их сохранность на весь период выполнения работ.
- 4.2.5. Выполнить работы на Объекте в сроки, предусмотренные контрактом.
- 4.2.6. Обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по благоустройству.
- 4.2.7. До начала производства работ представить журнал производства работ для визирования и внесения первичной записи Заказчиком.
- 4.2.9. Своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы, извещая Заказчика не менее чем за 48 часов о времени освидетельствования скрытых работ. Если закрытие скрытых работ последующими работами выполнено без информирования об этом Заказчика или информировании его с опозданием, то Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно требованиям Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет. Самостоятельно выполнить отбор проб и провести лабораторные испытания.
- 4.2.12. Выполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом, Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и действующим законодательством Российской Федерации.
- 4.2.16. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, иных уполномоченных государственных органов и лиц, осуществляющих ведение контроля и надзора за работами, которые заносятся в соответствующие журналы, а также в срок, установленный предписанием Заказчика, иных уполномоченных государственных органов и лиц, осуществляющих ведение надзора за работами, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной работе или иные отступления от условий Контракта.
- 4.2.17. Обеспечивать Заказчику, организации, осуществляющей инженерное сопровождение (при наличии), или иному уполномоченному заказчиком лицу возможность контроля и надзора за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования, в том числе беспрепятственно допускать представителей Заказчика, организации, осуществляющей инженерное сопровождение (при наличии), к любому конструктивному элементу объекта, представлять по их требованию отчеты о ходе выполнения работ, исполнительную документацию.
- 4.2.19. Выполнить иные обязанности, предусмотренные законом, иными правовыми актами и Контрактом.
Согласно п. 6.1. Контрактов N 1 и N2, они вступают в силу с момента его заключения и действуют до 01.11.2022 включительно. В случае, если к моменту окончания срока действия Контракта, обязательства Сторон не исполнены, окончание срока действия Контракта не влечет прекращение исполнения Сторонами обязательств по Контракту. В этом случае Контракт признается действующим до момента надлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
Из пояснений Заказчика следует, что в ходе исполнения Контакта N1 неоднократно допускались существенные нарушения промежуточных сроков выполнения работ, установленных графиком выполнения, а работы так и не завершились до 01.09.2022, в связи с чем неоднократно выставлялись претензии N763/2 от 06.07.2022, N1445 от 23.09.2022 N 1048 от 26.09.2022, N1051 от 26.09.2022.
Из пояснений Заказчика следует, что в ходе исполнения Контакта N2 неоднократно допускались существенные нарушения промежуточных сроков выполнения работ, установленных графиком выполнения, а работы так и не завершились до 01.09.2022, в связи с чем неоднократно выставлялись претензии N579 от 24.05.2022, N763/1 от 06.07.2022, N1012 от 15.09.2022, N 1445 от 23.09.2022, N1048 от 26.09.2022.
Ввиду установленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту N1 и N2 в указанные сроки, Заказчик принял решения об одностороннем отказе от исполнения Контрактов.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами Заказчика о том, что работы по Контракту N1 и N2 не завершены в срок без оценки иных обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта N1 и N2, Участник столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели от него и которых он не мог предвидеть заранее.
Так по Контракту N1 Участник просит обратить внимание, на следующее:
Согласно пункту 2.3.2. Контракта устанавливается обязанность Заказчика выплатить аванс в размере 30% от цены Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от Подрядчика счета на оплату аванса.
Счет на оплату аванса N 75 от 13.04.2022 Подрядчик предоставил Заказчику 14.04.2022.
Письмом N 580 от 24.05.2022 Заказчик обязал Подрядчика о необходимости приступить к работам по Контракту.
В ответ на письмо Заказчика N 580 от 24.05.2022 Подрядчик письмом N 42 от 25.05.2022 г, сообщил о причинах задержки начала выполнения работ и о сроках отдельных этапов выполнения обязательств по Контракту N1.
Письмом N 44 от 25.05.2022 Подрядчик повторно известил Заказчика о необходимости перечисления авансового платежа, что повлечет задержку поставки оборудования и материалов для выполнения работ по Контракту N1.
Сумма аванса по Контракту N1 в размере 3 000 000,00 руб. поступила на счет подрядчика лишь 04.07.2022.
Согласно п. 1. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту N1) задачами Подрядчика является благоустройство дворовой территории у многоквартирных домов NN21,24 по ул.Братьев Пожарских, с.Путилово в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к описанию объекта закупки), ведомостью объемов работ (Приложение N 2 к описанию объекта закупки), проектом благоустройства территории (Приложение N 3 к описанию объекта закупки), настоящим описанием объекта закупки, контрактом.
При отсутствии иных указаний в Контракте предполагается, что Подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации Заказчика (проект, смета).
В ходе выполнения работ по Контракту Подрядчиком выявлены дополнительные виды работ, без выполнения которых невозможно дальше исполнять Контракт, которые не были учтены сметой или были учтены сметой не в полном объеме, о чем Подрядчик неоднократно сообщал Заказчику.
При разработке грунта под площадки и дорожки проектом предусмотрена глубина выборки грунта 400 мм и учтена Площадь дорожек и площадок в готовом виде. Чтобы обеспечить устройство тротуаров и площадок по проектным размерам необходимо производить выборку грунта шире, по всему периметру. Это необходимо для соблюдения всех технологических процессов при установке бортового камня. При выборке грунта по проекту строго в границах покрытий соблюсти проектные размеры площадок не представляется возможным.
Для подтверждения данных работ Заказчику был представлен фотоотчет, исполнительная схема, сопоставительная ведомость, КС2, акты скрытых работ.
Кроме того, Подрядчик 07.07.2022 письмом N 57 известил Заказчика о приостановке работ по Контракту N1 в связи с несоответствием объемов работ, предусмотренных сметой и проектом с фактическим объемом работ и необходимостью пересчета объемов работ и заключения дополнительного соглашения.
26.07.2022 письмом N823 Заказчик пригласил Подрядчика на совещание по вопросу реализации мероприятий по благоустройству территорий по Контракту.
Протоколом совещания от 01.08.2022 стороны по Контракту N с участием сотрудником АНО "Центр компетенций Ленинградской области" установили объем выполненных работ:
- Выемка грунта 100 %
- Развод электрики 100 %
- Планировка участка проектирования 70%
- Устройство бортового камня 70% (250 пог.м из 650 пог.м)
- Устройство пирогов покрытий 40 %
Из Протокола совещания от 01.08.2022 также следует, что ряд моментов требовал более тесного взаимодействия сторон и выполнения обязательств как со стороны Участника, как и со стороны Заказчика.
Письмом N 92 от 30.08.2022, а затем письмом N 105 от 14.09.2022 Подрядчик известил Заказчика о необходимости согласования замены материалов (брусчатки).
Письмом N 98 от 09.09.2022 Подрядчик известил Заказчика об увеличении объемов выборки грунта в связи с тем, что в смете объемы были учтены по фактическим размерам площадок и дорожек, а при производстве работ выборку надо производить на полметра шире по периметру всех дорожек и площадок для установки в дальнейшем бортового камня, в связи с чем увеличивается площадь и объем песчаной подушки, подрядчик приложил исполнительские схемы.
Заказчик письмом N 1055 от 28.09.2022 сообщил Подрядчику о возможности согласовывать изменения с автором проекта.
Материалами дела подтверждается взаимодействие Участника с Архитектором АНО "Центр компенсаций ЛО".
03.10.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1.
14.10.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо N 122 с просьбой отменить принятое решение и предоставить Подрядчику возможность завершить производство работ по Контракту.
28.10.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика повторно было направлено Письмо с просьбой отменить принятое решение и предоставить Подрядчику возможность завершить производство работ по Контракту.
Контракту N2 Участник просит обратить внимание, на следующее:
Согласно пункту 2.3.2. Контракта устанавливается обязанность Заказчика выплатить аванс в размере 30% от цены Контракта в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от Подрядчика счета на оплату аванса.
Счет на оплату аванса N 74 от 13.04.2022 Подрядчик предоставил Заказчику 14.04.2022.
Письмом N 578 от 24.05.2022 Заказчик обязал Подрядчика о необходимости приступить к работам по Контракту.
В ответ на письмо Заказчика N 580 от 24.05.2022 Подрядчик письмом N 41 от 25.05.2022 г, сообщил о причинах задержки начала выполнения работ и о сроках отдельных этапов выполнения обязательств по Контракту N2.
Письмом N 43 от 25.05.2022 Подрядчик повторно известил Заказчика о необходимости перечисления авансового платежа, что повлечет задержку поставки оборудования и материалов для выполнения работ по Контракту N2.
Сумма аванса по Контракту N1 в размере 2 310 000,00 руб. поступила на счет Подрядчика лишь 25.05.2022.
Согласно п. 1. Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту N2) задачами Подрядчика является благоустройство дворовой территории у многоквартирных домов NN21,24 по ул. Братьев Пожарских, с.Путилово в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к описанию объекта закупки), ведомостью объемов работ (Приложение N 2 к описанию объекта закупки), проектом благоустройства территории (Приложение N 3 к описанию объекта закупки) , настоящим описанием объекта закупки, контрактом.
При отсутствии иных указаний в Контракте предполагается, что Подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации Заказчика (проект, смета).
В ходе выполнения работ по Контракту Подрядчиком выявлены дополнительные виды работ, без выполнения которых невозможно дальше исполнять Контракт, которые не были учтены сметой или были учтены сметой не в полном объеме, о чем Подрядчик неоднократно сообщал Заказчику.
При разработке грунта под площадки и дорожки проектом предусмотрена глубина выборки грунта 400 мм и учтена Площадь дорожек и площадок в готовом виде. Чтобы обеспечить устройство тротуаров и площадок по проектным размерам необходимо производить выборку грунта шире, по всему периметру. Это необходимо для соблюдения всех технологических процессов при установке бортового камня. При выборке грунта по проекту строго в границах покрытий соблюсти проектные размеры площадок не представляется возможным.
Для подтверждения данных работ Заказчику был представлен фотоотчет, исполнительная схема, сопоставительная ведомость, КС2, акты скрытых работ.
Кроме того, Подрядчик 07.07.2022 письмом N 56 известил Заказчика о приостановке работ по Контракту N2 в связи с несоответствием объемов работ, предусмотренных сметой и проектом с фактическим объемом работ и необходимостью пересчета объемов работ и заключения дополнительного соглашения.
26.07.2022 письмом N823 Заказчик пригласил Подрядчика на совещание по вопросу реализации мероприятий по благоустройству территорий по Контракту.
Протоколом совещания от 01.08.2022 стороны по Контракту N с участием сотрудником АНО "Центр компетенций Ленинградской области" установили объем выполненных работ:
- Выемка грунта 100 %
- Развод электрики 100 %
- Планировка участка проектирования 90%
- Устройство бортового камня 100%
- Устройство пирогов покрытий 100 %
- Устройство покрытия из брусчатки 100%
- Устройство покрытия из набивного покрытия 100%
- Устройство покрытия для детской песочницы 90%
Из Протокола совещания от 01.08.2022 также следует, что ряд моментов требовал более тесного взаимодействия сторон и выполнения обязательств как со стороны Участника, как и со стороны Заказчика.
Письмом N 91 от 30.08.2022, а затем письмом N 104 от 14.09.2022 Подрядчик известил Заказчика о необходимости согласования замены материалов.
Также, при выполнении электромонтажных работ были выявлены следующие дополнительные работы: - сметой не учтен объем кабеля требуемый для подключения каждой опоры освещения в объеме 5-м. дополнительный объем кабеля составит 45-м/п - сметой не предусмотрены бурение ям под установку закладных деталей в количестве 8шт - сметой не учтены работы по подключению и пусконаладке опор освещения - сметой не предусмотрены работы по монтажу трубы металлической д.32 (для подключения освещения на существующею бетонную опору освещения).
Без выполнения вышеперечисленных работ невозможно выполнить установку и подключения опор освещения в соответствии с условиями Контракта.
При выполнении работ по установке МАФ и детского игрового были выявлены следующие дополнительные работы: - сметой не предусмотрены бурение ям под установку и бетонирование фундаментов 131шт. диаметр 500 мм глубина 600 мм. Кроме того, увеличивается объем бетона для бетонирования фундамента в соответствии с условиями Контракта.
Заказчик письмом N 1053 от 28.09.2022 сообщил Подрядчику о возможности согласовывать изменения с автором проекта.
Материалами дела подтверждается взаимодействие Участника с Архитектором АНО "Центр компенсаций ЛО".
04.10.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N2.
14.10.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо N 121 с просьбой отменить принятое решение и предоставить Подрядчику возможность завершить производство работ по Контракту.
28.10.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика повторно было направлено Письмо с просьбой отменить принятое решение и предоставить Подрядчику возможность завершить производство работ по Контракту.
Представитель Участника также пояснил, что Предприниматель не согласен с обращениями Заказчика о включении его в реестр недобросовестных поставщиков ввиду того, что ими планомерно велась работа по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта N1 и N2, намерений уклониться от своих обязательств у него не имелось.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и N2 приняты и размещены в ЕИС, изходя из того, что Участник направлял письма о несогласии с ними, он был надлежащим образом уведомлен.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) С одной стороны, Комиссия, изучив материалы дела и проанализировав всю переписку, соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решения об одностороннем отказе по Контрактам N1 и N2, так как Участник не исполнил обязательства до 01.09.2022, а доводы Предпринимателя в вышеуказанной части подлежат отклонению.
С другой стороны, Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонними отказами Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта N1 и N2.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятые решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и N2 Заказчиком не означают автоматическое включение сведений об Участнике в РНП.
Комиссия подчеркивает, Участнику, Заказчику и судам (в случае приобщения настоящего решения в материалы дела), что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в ее компетенцию. Комиссия на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала только необходимость применения санкции в виде включения на 2 года Участника в РНП, ввиду чего, настоящее решение не предрешает исходы судебных споров и не нацелено на поддержку какой-либо из сторон.
Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, лишь констатирует, что Участник выполнял работы на объекте, реагировал на претензии и замечания, о возникающих при исполнении Контракта N1 и N2 трудностях, сообщал Заказчику, неоднократно просил его содействия.
Комиссия исходит из того, что Подрядчик стремился исполнить обязательства по Контракту N1 и N2, производил действия, от которых зависело и которые влияли на выполнение работ, являющихся предметом Контрактов.
Таким образом, Комиссии представлены документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта N1 и N2.
2) Комиссия принимает во внимание доводы Участника, что в процессе исполнения Контракта он сталкивался с обстоятельствами, которые не зависели от него и могли повлиять на выполнение работ, о чем сразу же уведомлял Заказчика.
Материалами дела подтверждается, что авансовые платежи, планируемые Предпринимателем для закупки материалов, поступили Участнику позднее срока, что, по мнению Комиссии, действительно могло оказать влияние на нарушение промежуточных сроков.
О необходимости дополнительных по Контракту N1 и N2 сообщалось как Заказчику, как они АНО "Центр компенсаций ЛО", отмечавший необходимость действий со стороны Заказчика (например, по КонтрактуN1 произвести демонтаж ограждения и оперативне отрабатывать исполнительную документацию от Подрядчика, а по Контракту N2 предусмотреть безбарьерные транзиты тротуар-дорожное полотно, путем устройства пандусов и демонтажа части дорожного камня).
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия не может исходить из того, что задержка и невыполнение полного объема работ в рамках графика произошли исключительно по причине недобросовестности Участника.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта N 1 и N2.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Комиссия отмечает, что Участник приостанавливал работы по Контракту N1 и N2.
Также часть результатов работ последовательно передавались Заказчику по их завершению, Участник проявлял заинтересованность в исполнении Контрактов, выполнение, хотя и не в полном объеме, но отмечено со стороны АНО "Центр компетенций Ленинградской области".
Комиссия считает, что само по себе нарушения срока выполнения работ в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений о Предпринимателе в РНП, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
3) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту N1 и N2, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств в рамках заключенных Контрактов.
4) Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не усматривает.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по Контракту N1 и N2
РЕШИЛА:
сведения об ИП Карнаван Роман Александрович в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 ноября 2022 г. N 047/06/104-3208/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022