Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей от Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Комбинат ритуальных услуг" муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "РТГ-МЕД", ИП Тисло Данил Андреевич, извещенного о времени и месте заседании Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4038-ИП/22 от 27.10.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку средств автотранспортных: катафалк.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 13.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 605 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 той же статьи определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки. По мнению Заявителя, описание объекта закупки, предусмотренное Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки, может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в закупке.
Так, Комиссия установила, что описанием объекта закупки предусмотрены следующие требования к характеристикам объекта закупки:
Наименование товара |
Ед. изм |
Кол -во |
Характеристика товара. (ввиду отсутствия ГОСТ на товар данного вида, его характеристики указаны исходя из потребностей Заказчика; характеристики товара читать с пометкой "должен быть") |
Порядок указания показателей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средство автотранспортное: катафалк
|
шт |
1 |
Габаритные размеры (Д*Ш*В), мм.: Длина, мм: не менее 5475 и не более 5780 Ширина, мм: не менее 2075 и не более 2080 Высота, мм: не менее 2200 и не более 2385 Колесная база, мм: не менее 2900 и не более 2950 |
Указать по одному конкретному значению каждого показателя, в т.ч. в рамках диапазона |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катафалк (Ритуальный автомобиль) - фургон цельнометаллический с рамной конструкцией. Должен быть предназначен для перевозки гроба с телом и близких родственников умершего к местам отпевания и захоронения. Должен быть рассчитан на восемь пассажирских мест, помимо водительского (два рядом с водителем в кабине и шесть - в салоне), должен иметь задние распашные ворота и боковую сдвижную дверь.
|
Неизменяемый показатель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна происхождения товара |
Указать страну происхождения товара |
Комиссия установила, что вышеуказанным описанием объекта закупки предусмотрены требования к значениям показателей товаров и требования, значения которых не могут изменяться.
При этом Комиссии не представилось возможным определить, какие из предусмотренного перечня требований относятся к категории изменяемых, а какие к категории неизменяемых показателей. Из указанного описания объекта закупки невозможно однозначно определить являются ли неизменным все данные в таблице с графами: "Nп/п", "Наименование", "Характеристики", или только данные, указанные в показателе "Катафалк", следовательно, инструкция не содержит однозначного порядка заполнения заявки на участие в закупке.
Такое описание объекта закупки может стать причиной ошибочного заполнения потенциальным участником закупки значений характеристик показателей товара, значения которых изменению не подлежат.
Также Комиссия пришла к выводу, что положение "Указать по одному конкретному значению каждого показателя, в т.ч. в рамках диапазона" может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, так как однозначно не представляется возможным определить, необходимо ли заказчику указать одно конкретное значение из диапазона двух чисел в рамках требования или указать конкретное значение в виде диапазона чисел. Например, по требованию "Ширина, мм: не менее 2075 и не более 2080", однозначно не ясно, будет ли являться корректным заполнением заявки значение равное "2077" или "2076-2078".
Также Комиссия выявила следующее противоречие в положениях извещения об осуществлении закупки.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что требования в таблице с графами: "Nп/п", "Наименование", "Характеристики" при заполнении заявки на участие в закупке изменению не подлежат, так как на них распространяется требование графы "Неизменяемый показатель."
При этом, Комиссия установила, что инструкцией по заполнению заявки установлено, что "В случае, если в Техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателя (использованы слова "максимальный (-ая), (-ое)", "минимальный (-ая), (-ое)", "не более", "не менее", "не менее и не более", "от", "до", "/", "-" или иные определяющие характеристики товара формулировки), участник закупки представляет сведения о значении одного показателя без использования указанных в скобках слов (если в техническом задании не указано иное). При этом такие сведения должны соответствовать установленным Техническим заданием требованиям".
Таким образом противоречие заключается в том, что согласно пояснениям Заказчика значение в составе заявки по показателю "Топливный бак" необходимо оставить без изменений, а именно "Не менее 64 л", а согласно указанному положению инструкции необходимо исключить в составе заявки словосочетание "не менее".
Согласно второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупи в части установления ненадлежащих положений инструкции по заполнению конкретных показателей товаров, приводящих к двутолкованию таких положений.
Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки предусмотрена инструкция по заполнению значений изменяемых показателей.
Так, инструкцией по заполнению показателей товаров предусмотрены следующие положения:
"При описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При предоставлении сведений о конкретных показателях объекта закупки, участник закупки обязан обеспечить их соответствие требованиям, установленным Техническим заданием. При этом значение показателя (-ей) указывается в виде одного значения, или в виде диапазона значения показателей, исходя из требований, указанных в техническом задании.
В случае, если в Техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателя (использованы слова "максимальный (-ая), (-ое)", "минимальный (-ая), (-ое)", "не более", "не менее", "не менее и не более", "от", "до", "/", "-" или иные определяющие характеристики товара формулировки), участник закупки представляет сведения о значении одного показателя без использования указанных в скобках слов (если в техническом задании не указано иное). При этом такие сведения должны соответствовать установленным Техническим заданием требованиям.
В случае, если в Техническом задании установлены требования к максимальному и минимальному значениям показателя в рамках диапазона значений (использованы слова "минимальный (-ая), (-ое) - максимальный (-ая), (-ое)"; "не менее" "не более" "от", "до", "/", "-" или иные определяющие характеристики товара формулировки), участник закупки представляет сведения о конкретных значениях показателя без использования слов, указанных в скобках, указывая два значения показателя (минимальное и максимальное) в рамках диапазона значений (если в техническом задании не указано иное). При этом такие сведения должны соответствовать установленным Техническим заданием требованиям.
В случае, если в Техническом задании установлены требования к значению показателя в рамках диапазона значений (использованы слова "минимальный (-ая), (-ое) - максимальный (-ая), (-ое)"; "не менее и не более", "не менее - не более" "от-до", "/", "-" или иные определяющие характеристики товара формулировки), участник закупки представляет сведения о конкретном показателе без использования слов указанных в скобках, указывая одно значение показателя в рамках диапазона значений (если в техническом задании не указано иное). При этом такие сведения должны соответствовать установленным Техническим заданием требованиям.
Во всех иных случаях требования к показателям объекта закупки установлены в виде значений, которые не могут изменяться (в т.ч. установленные с использованием слов "не менее", "не более", "не менее и не более", "не менее - не более" "от", "до", "/", "-", или с иными определяющими характеристики товара формулировками): НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. По таким показателям Участник закупки представляет сведения точно соответствующие требованиям Технического задания, не изменяя написанный Заказчиком текст.
Представленные участниками закупки сведения о конкретных показателях объекта закупки не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами "должен", "должен быть" и другими формами этих слов (за исключением "неизменяемых показателей")".
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия установила, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявки предусмотрено положение - в случае, если в Техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателя (использованы слова "максимальный (-ая), (-ое)", "минимальный (-ая), (-ое)", "не более", "не менее", "не менее и не более", "от", "до", "/", "-" или иные определяющие характеристики товара формулировки), участник закупки представляет сведения о значении одного показателя без использования указанных в скобках слов (если в техническом задании не указано иное). При этом такие сведения должны соответствовать установленным Техническим заданием требованиям - такое положение не определяет однозначный порядок заполнения заявки, поскольку не определяет закрытый перечень использованных слов, входящих в состав требований к максимальным или минимальным значениям показателя. В связи с чем, под указанное положение инструкции могут подойти любые определяющие характеристики товара формулировки, что может привести к ненадлежащему заполнению потенциальным участником закупки заявки. Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии не пояснено, что входит в перечень иных формулировок, определяющих характеристики товара.
Таким образом, Комиссия находит указанный довод жалобы обоснованным.
Дополнительно, в ходе внеплановой проверке, проводимой в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия выявила нарушения Заказчика в части установления штрафных санкций в проекте контракта в составе извещения.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) установлено:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
В свою очередь проект контракта в составе извещения не имеет штрафной санкции для поставщика (подрядчика, исполнителя) удовлетворяющего п. 6 Постановления N 1042.
В проекте Контракта имеется лишь следующий пункт:
"6.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Вместе с тем, применительно к Заказчику подобного пункта в Постановлении N 1042 не имеется.
Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом деле Заказчиком в проект контракта включены положения, изменяющие Постановление N 1042.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тисло Данил Андреевич обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 ноября 2022 г. N 047/06/42-3180/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2022