Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Комитет по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Высокое качество медицинской техники":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4116-ИП/22 от 28.10.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку компьютерных томографов.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 170 000 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения в части установления сроков гарантии на поставляемый товар.
Комиссия установила, что в печатной форме извещения указано, что гарантия качества на весь комплекс поставляемого оборудования должна составлять не менее 24 месяцев с момента ввода в эксплуатацию на все системы компьютерного томографа (включая трубку и детекторную систему, без ограничения количества включений, сканирований, скановых секунд), независимую рабочую станцию и периферийное оборудование. Срок действия гарантии поставщика на оборудование должен быть не менее чем срок действия гарантии, установленной производителем данного оборудования.
При этом в пункте 8.4 проекта государственного контракта гарантия на поставляемое оборудование должна составлять не менее 24 месяцев с момента подписания Заказчиком в единой информационной системе документа о приемке Оборудования. Срок действия гарантии Поставщика на оборудование должен быть не менее чем срок действия гарантии, установленной производителем данного оборудования.
Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что вышеуказанные положения извещения об осуществлении закупки и документов в составе извещения не имеют противоречий в формулировках.
Представитель Заказчика также пояснил, что корректный срок предоставления гарантии на поставляемый товар установлен в пункте 8.4 проекта контракта.
На основании вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу о наличии разночтений в составе извещения об осуществлении закупки. В указанных действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии со вторым доводом жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего применения положений Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительств N 620).
Комиссия установила, что объектом рассматриваемой закупки является поставка компьютерных томографов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 того же постановления определено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Описанием объекта закупки предусмотрены следующие расходные материалы:
Расходные материалы (комплектующие)*: |
|
|
Источник бесперебойного питания для обеспечения полного функционирования томографа в течение не менее 10 мин. |
Наличие |
Необходимо для непрерывной работы системы в случае отключения электроэнергии |
Рентгенозащитное стекло с рамой |
Наличие |
Для защиты от рентгеновских излучений |
Термопринтер |
Наличие |
Для печати медицинских изображения |
Сетевой выключатель трехфазный |
Наличие |
Для подключения системы к электросети ЛПУ |
Автоматический одноколбовый инжектор для введения контрастного вещества |
Наличие |
Необходим для проведения исследований с контрастированием |
Стартовый набор колб и соединительных трубок для автоматического инжектора |
Наличие |
Необходимы для проведения исследований с контрастированием |
Характеристики сети питания |
|
|
Напряжение питания 380 В |
Наличие |
Согласно ГОСТ Р 55771 - 2013 "напряжение питания" |
Потребляемая мощность, кВт. |
Не менее 36 |
Согласно ГОСТ Р 55771 - 2013 "потребляемая мощность" |
По мнению Заявителя, указанные в описании объекта закупки комплектующие не могут быть предметом одного лота, поскольку такие комплектующие являются отдельными медицинскими изделиями.
На заседании Комиссии представителем Заказчика было пояснено, что сам компьютерный томограф и его комплектующие регистрируются единым регистрационным удостоверением. Так, например, в одном из полученных Заказчиком при мониторинге коммерческих предложений указан Томограф компьютерный Revolution EVO с принадлежностями. Если обратиться к РУ на этот аппарат, то оно содержит комплектующее оборудование, однако, на сайте Росздравнадзора указан один код МИ 135190. Данное обстоятельство подтверждает невозможность использования томографа без указанной комплектации. В связи с чем, функционирование компьютерного томографа без указанных комплектующих невозможно.
Заказчик не мог не указать данные комплектующие, так как без них оборудование теряет свое функциональное значение. При этом есть производители, которые не регистрируют данные комплектующие в составе оборудования.
Таким образом, Комиссия, рассмотрев положения извещения об осуществлении закупки, пояснения сторон, пришла к выводу о том, что требуемый компьютерный томограф и комплектующие являются единым медицинским изделием. Кроме того, Заказчик не имел возможности не указать данные комплектующие, так как без них оборудование теряет свое функциональное значение.
В связи с чем, указанный довод жалобы является необоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки. По мнению Заявителя, Заказчиком излишне детализировано составлено описание объекта закупки.
Комиссия установила, что описанием объекта закупки предусмотрена, в том числе, следующая характеристика:
Низкоконтрастное разрешение при 0.3%, мм |
Не более 3,0 |
Для исследования мягких тканей |
Представитель Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что на странице 17 ГОСТ Р МЭК 61223-3-5-2008 представлены исчерпывающие сведения о "Визуальный метод для низкоконтрастного разрешения". В нём определено, что "Исторически визуальный метод использовался как предпочтительный метод оценки низкоконтрастного разрешения КТ-сканеров. В этом методе небольшие объекты (от 2 до 10 мм) обычно диски, имеющие среднее число КТ-единиц, соответствующие низкому контрасту по отношению к однородному фону (от 2 до 10 КТ-единиц Хаунсфильда) визуально оценивались определенным числом наблюдателей. Чтобы удостоверить различимость, объект должен различаться по отношению к фону. С точки зрения установления параметров КТ-сканеров изготовитель обычно указывает возможность определения низкого контраста, как наименьший размер отверстия заданного контраста, который можно обнаружить в данном фантоме. Например, такая спецификация должна выглядеть следующим образом 4 мм при 0,5 % в водноэквивалентном фантоме". Где 0,5% - это уровень контраста. Более того, в ГОСТ Р 55771-2013 на странице 6 в Приложении Б "Пример медико-технических характеристик рентгеновского компьютерного томографа" указано: "низкоконтрастное разрешение при 0,3%, не менее".
Вышеуказанное обоснование такого описания объекта закупки Комиссия находит надлежащим и соответствующим положениям Закона о контрактной системе.
Исходя из указанных обстоятельств, а также из того, что в материалы дела Заявителем не представлено иных доказательств, подтверждающих указанный довод жалобы, Комиссия находит такой довод необоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Высокое качество медицинской техники" обоснованной в части первого довода;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как в материалы дела не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 ноября 2022 г. N 047/06/42-3195/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2022