Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 01.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0345200011222000131 на поставку запасных частей и расходных материалов для медицинского оборудования производства Дженерал Электрик, установленного у Заказчика для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ленинградский областной клинический онкологический диспансер им. Л.Д. Романа" в 2022 - 2023 г.г. (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 667 535,07 рублей.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара
Начальная сумма цен единиц товара: 255 171,63 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 222000131 от 26.09.2022 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 2 667 535,07 рублей с предложенной Обществом ной 210 000,00 рублей за сумму цен единиц товара.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.10.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом выявила, что согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, на основании Заявки о получении Товара, осуществить поставку запасных частей и расходных материалов для медицинского оборудования производства Дженерал Электрик, установленного у Заказчика, (код ОКПД2/КТРУ: 32.50.50.190) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно Контракта:
- 1.2. Номенклатура Товара определяется Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), количество Товара определяется Заявкой на получение Товара, технические показатели - Описанием объекта закупки (приложение N 2 к Контракту).
- 1.3. Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул. Заозерная д.2, склад.
- 5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки с даты, следующей за датой заключения Контракта, до 01.12.2023 года по предварительной заявке Заказчика в течение 5 (пяти) дней с момента ее подачи.
Заявка может быть направлена Заказчиком Поставщику по факсу или на адрес электронной почты Поставщика, указанный в разделе 16 Контракта.
Поставщик за день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
В обязанности Поставщика входит:
- 3.1.1. поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, согласно поданной заявке, надлежащего качества и в установленные сроки;
- 3.1.2. представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта;
- 3.1.3. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
- 3.1.4. устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара;
- 3.1.5. выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Контракта;
- 3.1.6. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 3.1.7. обеспечивать гарантии на Товар в соответствии с разделом 7 Контракта.
Согласно п. 6.1 Контракта приемка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:
а) проверку по Упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и описанию объекта закупки (приложение N 2 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений упаковки Товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационных удостоверений (при наличии);
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке (при необходимости);
е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.
Приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В виду п. 11.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2023 года включительно, а в части взаиморасчетов, ответственности сторон - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Полное описание характеристик Товара указаны в Спецификации (Приложение N1).
Комиссия Ленинградского УФАС России внимательно проанализировала Спецификацию и выявила, что у Заказчика может иметься необходимость в поставке любой из 14 позиций в любом количестве на заданную сумму Контракта.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, а также приложений, стороны изначально знали о всех сроках и правилах поставки товара.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 21.10.2022 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Обществом нарушены существенные условия Контракта такие как сроки и объем, поскольку на дату расторжения Контракта, товар по заявке поставлен Обществом лишь частично.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
26.09.2022 Участник и Заказчик заключили Контракт.
28.09.2022 Заказчик направил Поставщику заявки NN673-676 от 27.09.2022 на поставку медицинских изделий на общую сумму 426 992,00 рублей.
10.10.2022 Заказчик направил Обществу Претензию N832 о нарушении п 5.1. Контракта, поскольку Товар ему не поставлен в течение 5 дней, с требованием приступить к своим обязательствам, а также выставил пени.
Поскольку Товар не привезен, пени не оплачены, то 21.10.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.10.2022 Участник направил Заказчику гарантийное письмо о том, что товар будет поставлен.
24.10.2022 Поставщиком была осуществлена частичная поставка товара согласно накладной N43 на сумму 210 792,00 рублей.
Документы о приемке подписаны Заказчиком в ЕИС, по ним произведена оплата (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=1214268).
Так как в установленный срок, Участник не исполнил свои обязательства в полном объеме, оставшаяся часть товара так и не привезена, то Заказчик прекратил с Участником взаимодействие после даты расторжения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 21.10.2022, разместил решение в Единой Информационной системе - 21.10.2022. Согласно данным ЕИС решение получено Обществом 21.10.2022 в 11:40 (МСК) (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1214268).
Из письменных и устных объяснений Участника, следует, что он не согласен с принятым решением Заказчика, просит не включать Участника в РНП, основные доводы при этом сводятся к следующему:
1) В действиях Исполнителя отсутствует недобросовестное поведение поскольку задержка поставки связана с форс-мажорными обстоятельствами в связи с международной ситуацией;
2) Заказчик не оказывал Участнику содействия, поскольку отказался принимать альтернативные товар, замену которого Общество выталось согласовать по телефону;
3) Участник считает односторонний отказ неправомерным, а частичное исполнение Контракта является безусловным доказательством его добросовестности, кроме того у него имеются исполненные контракты по иным закупкам.
В момент заседания Комиссия Ленинградского УФАС считала необходимым уточнить следующие вопросы у Участника: "Приостанавливалась ли поставка Товара по Контракту в связи с выявлением препятствий (сложностей), имеются ли документы в соответствующие органы для признания обстоятельств форс-мажором?", представитель Участника пояснил, что обязательства по Контракту не приостанавливались, иных документов в настоящее время у него не имеется.
Из письменных и устных пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств:
- из заявок на сумму 426 992,00 рублей, товара принято только на сумму 210 792,00, а оставшаяся часть вовсе не привозилась Обществом;
- Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку при сроке поставки 5 дней с момента подачи заявки предоставлял дополнительный срок для поставки товара, обязательства Общества оказались не выполненными, односторонний отказ принят лишь 21.10.2022, взаимодействовать с Исполнителем после расторжения Контракта он не имеет права, в связи с чем предложение о возможной поставке товара на 30.11.2022 не могло быть удовлетворено, поскольку заявки подаются под конкретные нужны онкологических больных пациентов;
- Заказчик просил обратить внимание, что нуждался в качественном и своевременном товаре, поскольку запасные части медицинского назначения необходимы для нормального функционирования онкологического диспансера, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, вместе с тем, действия (бездействие) Общества привело к тому, что Заказчику в экстренном порядке необходимо искать нового поставщика, а в настоящее время наблюдаются перебои в снабжении расходных материалов Заказчика, в связи с чем считает меру в виде включения в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является неправомерным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату заседания оно не было отменено в судебном порядке.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Доводы Участника о том, что в настоящем деле возникли форс-мажорные обстоятельства в связи с международной ситуацией, которые не позволили исполнить обязательства по Контракту не могут быть приняты во внимание в полной мере поскольку подписав Контракт, Общество согласилось со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями Контракта, являющиеся неотъемлемой частью).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии с подпунктом "Н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и пунктом 2.1. Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23 декабря 2015 года N173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.
Из материалов дела следует, что в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по запросу Общество не обращалось (подобное решение в адрес Участника ТПП не выдавалось).
Также, Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны неоднократно предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а также предоставлял дополнительный срок для поставки товара.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
Анализ документов от Участника не позволяет Комиссии прийти к выводу о невозможности купить и (или) поставить в промежутке с 26.09.2022 (заключение Контракта) по 11.11.2022 (заседание Комиссии), также нет причинно-следственной цепочки, ведущей к Участнику.
Участник в материалы дела не представил документальных подтверждений наличия причинно-следственной связи по неисполнению обязательств для того чтобы считать международную ситуацию форс-мажорной для данного Контракта.
Кроме того, Обществом не доказано, что на территории РФ расходные медицинские материалы отсутсвовали, никакого анализа рынка в документах Участника не имеется.
Комиссия не принимает указанный довод в том числе потому, что в случае, если бы действительно на территории России, и в частности Ленинградской области невозможно поставить товар, все государственные и муниципальные контракты с аналогичным предметом закупки были бы неисполненные. Однако в реестре контрактов ЕИС имеются сведения о исполнении подобных контрактов.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством простой констатации сложной международной ситуации, без указания на причинно-следственную связь, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности.
Кроме того, существенным моментом при принятии решения является тот факт, что стороны заключили Контракт 26.09.2022, а ситуация с санкциями и недружественными действиями иных стран уже была известна потенциальным участникам с февраля 2022 года, при должной подготовке к закупке, при этом Участник самостоятельно снизил суммы цен единиц товара, что позволило ему стать победителем, но сузив круг третьих лиц, у которых возможно приобретение товара с экономической целесообразностью.
Фактически, в настоящем деле, Участник поставил свой коммерческий интерес и возможность получить прибыль превыше тех обязательств, которые возложены на него, как на победителя и исполнителя по Контракту, при том что Участник самостоятельно совершил действия, позволившие ему стать победителем, при том, что товар на рынке имелся по цене выше объявленной самим же Обществом.
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по его воле, а все иные доводы являются лишь предпринимательским риском.
Таким образом, Участник, имея возможность поставить товар не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него, а доводы, основанные лишь на несогласии, подлежат отклонению.
3) Комиссия соглашается, с позицией Заказчика о том, что он не мог взаимодействовать с Участником после расторжения Контракта. Довод представителя Участника о вине Заказчика, который не захотел согласовывать приемку 30.11.2022 и взаимодействовать с ним позднее не принимаются ввиду того, что такое затягивание обязательств произошло исключительно в результате действий (бездействия) Участника, а на предполагаемую дату поставки Контракт уже был расторгнут, поскольку истекли 10 дней с момента размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС (размещено 21.10.2022).
Анализ действий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал Участнику исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта (так односторонний отказ принят 21.10.2022, то есть с предоставлением дополнительного срока почти в месяц, вместо срока поставки в 5 дней).
4) Довод Участника о том, что он является надежным исполнителем на рынке, а также ссылки на реестр исполненных контрактов, не может служить основанием для признания его действий в рамках исполнения данного Контракта добросовестными.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком.
Ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
5) По аргументу Участника об отсутствии умысла сорвать Контракта в связи с частичным исполнением Контракта, Комиссия отмечает следующее.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
Факт того, что Товар частично был привезен на территорию Заказчика, не является основанием для неприменения меры ответственности в виде включения сведений об Исполнителе в РНП, поскольку Заказчик формирует заявки из потребности проведения соответствующей медицинской манипуляции.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, привезенная часть товара не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в поставке всего товара по заявке, для чего и заключался Контракт, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Более того, часть позиций вовсе преобратилось для аппаратов ИВЛ, что с учетом специфики Заказчика требовало особого подхода.
Предложенный представителем Общества подход к настоящему дела о том, что: "и так пойдет", не находит поддержки у Комиссии Ленинградского УФАС, поскольку из-за его действий (бездействия) Участника Заказчик лишен возможности осуществить необходимые медицинские манипуляции с особо сложными больными.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности для Участника посредством частичного исполнения Контракта, а также формальному самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны Контракта, что в конечном счете не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комиссия также подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
Доводы Участника о том, что он предлагал замену товара Заказчику по телефону отклоняются Комиссией.
Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан поставить товар в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему.
Комиссия поддерживает позицию Заказчика о том, замена товара допускается только в случае предварительного согласования с Заказчиком и при условии внесения изменений в Контракт посредством заключения Дополнительного соглашения.
В настоящем деле, Заказчик не согласовывал замену товара и не считал предложенное улучшенным, о чем сообщал Участнику.
Таким образом действия Участника сводятся лишь к желанию, чтобы Заказчик принял иной товар, в котором он вовсе не нуждается, что говорит об отсутствии заботливости Общества по отношению к Заказчику.
Также Комиссия скептически относится к подобным доводам, ввиду того, что переговоры осуществлялись в телефонном режиме и не могут быть проверены.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия в полной мере недобросовестными.
6) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар в необходимом объеме и сроки не был поставлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке расходных материалов, нанесен ущерб, в виде невозможность организации соответствующих медицинских мероприятий с учетом того, что Заказчик работает с онкологическими больными в Ленинградской области.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "ОЛИМП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 ноября 2022 г. N 047/06/104-3253/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022