Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области:
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя вх. N 4109-ИП/22 от 31.10.2022) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания с выполнением инженерных изысканий.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 10.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N4) Заказчиком установлено:
"В рамках нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки)", по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлен следующий детализирующий показатель:
Общее количество исполненных участником закупки договоров
Заказчиком, по данному показателю установлено :
"В рамках детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Б1i) для применяемой формулы:
а) БХi для положения о применении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" тождественно значению Б1i.
б) составляет 4НМЦ, руб.
в) составляет 7НМЦ, руб."
Заявитель считает, что согласно извещению и приложениям к извещению неясно какую шкалу оценки применяет Заказчик для данного показателя, так как согласно извещению:
При этом в Приложении N4 установлено, что для данного показателя применяется формула для подсчета баллов, а не шкала оценки.
Таким образом, Комиссия поддерживает доводы жалобы Заявителя, материалами дела подтверждается, что в извещении Заказчика имеются явные противоречия, нуждающиеся в корректировках.
Комиссией также установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" предусмотрены, в том числе следующие положения:
8 |
Детализирующий показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" |
В рамках детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Б1i) оценивается общая цена (совокупная стоимость) надлежаще исполненных контрактов (договоров), а также производится начисление баллов согласно установленной формуле. В рамках детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Б1i) для применяемой формулы: а) БХi для положения о применении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" тождественно значению Б1i. б) составляет 4 в) составляет 7 В рамках детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя оценки: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в случае наличия в представленных документах неполной информации, такой документ считается не представленным и не учитывается при оценке заявки участника. Для подтверждения наличия у участника закупки общей цены (совокупной стоимости) надлежаще исполненных контрактов (договоров) участнику закупки требуется предоставить в составе заявки в виде документа в том числе информацию из рекомендованной формы "Общая цена исполненных участником закупки договоров". Рекомендованная форма "Общая цена исполненных участником закупки договоров":
Инструкция по заполнению рекомендованной формы "Общая цена исполненных участником закупки договоров": - в графе 2 формы указать предмет контракта (договора, далее - контракт)); указать информацию о способе привлечения исполнителя к выполнению работ (оказанию услуг): конкурентный способ определения исполнителя или неконкурентный способ определения исполнителя (указать нужное), при указании конкурентного способа определения исполнителя указать способ определения исполнителя (конкурс, аукцион, иной способ), наименование конкурентной закупки, дату и номер извещения о конкурентной закупке, идентификационный код конкурентной закупки, РНК контракта конкурентной закупки; указать период выполнения работ (оказания услуг), содержащий дату начала выполнения работ (оказания услуг) и дату окончания выполнения работ (оказания услуг), соответствующие представленным копиям документов о приемке выполненных работ (оказанных услуг), содержащих даты начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), при наличии дополнительных соглашений к контракту, предусматривающих изменение сроков выполнения работ (оказания услуг), необходимо указать сроки выполнения работ (оказания услуг) согласно условиям такого дополнительного соглашения; указать информацию о наличии вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных не в пользу участника закупки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением участником закупки своих обязательств по контракту: при наличии таких судебных решений указывается наименование суда, постановившего такой судебный акт, и номер дела; при отсутствии таких судебных актов указывается, что такие судебные акты отсутствуют; указать информацию о наличии неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением участником закупки своих обязательств по контракту: при наличии такой неустойки указывается размер такой неустойки и основание взыскания такой неустойки, при отсутствии неустойки указывается, что взысканные с участника закупки неустойки отсутствуют. - в графе 3 формы (информация о заказчике и об исполнителе) указать информацию о заказчике, содержащую их полное и сокращенное официальное наименование, организационно-правовую форму организации, ИНН и ОГРН, место нахождения и почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты; указать информацию об исполнителе - стороне контракта, содержащую его полное и сокращенное официальное наименование, организационно-правовую форму организации, ИНН и ОГРН, место нахождения и почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты. - в графе 4 формы (объем выполненных работ (оказанных услуг)) указать валюту контракта, цену контракта (на дату заключения) и общую цену контракта (при наличии соглашений об изменении цены контракта). - в графе 5 формы (подтверждение указанных сведений) указываются дата и номер контракта; при наличии дополнительных соглашений к контракту необходимо указать дату и номер (при наличии) таких дополнительных соглашений; номера и даты актов выполненных работ (оказанных услуг). Все сведения, указание которых предусмотрено инструкцией по заполнению рекомендованной формы, содержатся в тексте договора, прилагаемых к договору актах и дополнительных соглашениях, отчетной документации по договору, судебных актах, а также в Единой информационной системе в сфере закупок. В случае предоставления информации об исполненных участником закупки договорах в произвольной форме, представленные участником сведения должны содержать информацию, предусмотренную инструкцией по заполнению рекомендованной формы. В случае, если информация, предусмотренная инструкцией по заполнению рекомендованной формы, не содержится в представляемом участником закупки договоре в зависимости от типа выполняемых работ (оказанных услуг) по предмету контракта, то в рекомендованной форме и в произвольной форме в отношении такой информация указывается: "не предусмотрено" или "не имеется" или "- (прочерк)" или любым иным образом указывается факт отсутствия этих сведений. Отсутствие в заявке на участие в настоящем конкурсе информации по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" не будет основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и извещения и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному детализирующему показателю. |
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства N 2604 по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
Комиссия установила, что в рамках детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" предусмотрены формулы:
а) БХi для положения о применении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" тождественно значению Б1i.
б) составляет 4НМЦ, руб.
в) составляет 7НМЦ, руб.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства N 2604 заказчик должен установить предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно установленной формуле и предельному минимальному значению, Заказчиком оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров стоимостью не менее 14 000 000 руб, что следует из формулы:
составляет 4НМЦ, руб.
Указанное значение показателя, по мнению Комиссии, может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тисло Данил Андреевич обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений так как в материалы дела не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 ноября 2022 г. N 047/06/42-3204/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022