Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08.11.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Ооржак А.О. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Сарыг-оол Ш.Ш. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Донгак Ш.Ш. - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва, государственный заказчик):
- Салчак Т.С., действующая на основании доверенности N вн-3-20 от 02.11.2022 года,
в отсутствии надлежащим образом извещенной индивидуального предпринимателя Ооржак Алдын-Чечек Алдын-ооловны (далее - ИП Ооржак А.А.) (отчет о доставке электронного письма от 01.11.2022 года, телефонограмма от 01.11.2022 года),
рассмотрев обращение (вх. N 4220 от 31.10.2022 года) ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Ооржак А.А. (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 22, кв. 35, ИНН: 170100812557, ОГРНИП: 321170000017642, дата присвоения ОГРНИП 06.07.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0812400000122000012 "Мыло хозяйственное твердое", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 01.11.2022 года N 261 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0812400000122000012.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП Ооржак А.А. были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении.
От ИП Ооржак А.А. пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту N 32 от 19.07.2022 года в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-85/2022, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва в ЕИС 27.06.2022 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0812400000122000012 "Мыло хозяйственное твердое", начальная (максимальная) цена контракта: 318 600,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0812400000122000012 от 05.07.2022 года до окончания срока подачи ценовых предложениях поступило 6 заявок со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
112219673 |
256 473,00 руб. |
понижение |
112213300 |
258 066,00 руб. |
понижение |
112217397 |
310 635,00 руб. |
понижение |
112216105 |
312 228,00 руб. |
понижение |
112215350 |
318 600,00 руб. |
понижение |
112218678 |
318 600,00 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0812400000122000012 от 07.07.2022 года заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению, победителем признан участник закупки N 112219673 (ИП Ооржак А.А.).
19.07.2022 года между ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва и ИП Ооржак А.А. заключен государственный контракт N 32 на поставку хозяйственного мыла.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.2. государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года принято 03.10.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 03.10.2022 года, но как пояснил представитель заказчика в связи с техническими проблемами в ЕИС указанное решение получено поставщиком лишь 17.10.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 28.10.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС 22.08.2022 года заказчиком размещено решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года, и в соответствии с частью 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе указанное решение отменено, поскольку ИП Ооржак А.А. направлено гарантийное письмо от 01.09.2022 года о полном исполнении обязательств по контракту с указанием срока до 01.10.2022 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года является не поставка поставщиком твердого хозяйственного мыла по заключенному государственному контракту N 32 от 19.07.2022 года в установленный срок.
Так, согласно пункту 1.1. государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года Поставщик обязуется поставить хозяйственное мыло в целях обеспечения спецконтингента, содержащегося в учреждениях УФСИН России по Республике Тыва (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года предусмотрено "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рвенская, д. 38, (далее - место доставки) с момента заключения Контракта до 01 августа 2022 года".
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что ИП Ооржак А.А. в установленный срок товар поставлен не был, что подтверждается претензией от 03.08.2022 года исх. N 18/6/3-257, решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.08.2022 года исх. N 18/6/3-271, гарантийным письмом ИП Ооржак А.А. от 01.09.2022 года, претензией заказчика по государственному контракту N 32 от 19.07.2022 года исх. N 18/6/3-291, мотивированным отказом заказчика от 05.09.2022 года исх. N 18/6/3-292 и экспертизой по результатам контроля исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта от 05.09.2022 года.
03.10.2022 года государственный заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года.
Таким образом, в установленные государственным контрактом N 32 от 19.07.2022 года сроки ИП Ооржак А.А. не выполнила обязательства, предусмотренные контрактом.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, поставщик, принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что государственным заказчиком было предоставлено достаточно времени для исполнения обязательств по контракту, выходящего за пределы срока его исполнения, а со стороны ИП Ооржак А.А. в материалы дела не представлены достаточные доказательства принятия исчерпывающих мер по исполнению условий государственного контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ИП Ооржак А.А. государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года, свидетельствует о совершении ею недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При этом, необходимо отметить, что в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон государственного контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Ооржак А.А., предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь доказательства совершения ИП Ооржак А.А. действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" в отношении индивидуального предпринимателя Ооржак Алдын-Чечек Алдын-ооловны (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 22, кв. 35, ИНН: 170100812557, ОГРНИП: 321170000017642, дата присвоения ОГРНИП 06.07.2020 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 32 от 19.07.2022 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0812400000122000012 "Мыло хозяйственное твердое", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председательствующий Комиссии А.О. Ооржак
Члены Комиссии Ш.Ш. Сарыг-оол
Ш.Ш. Донгак
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
28.10.2022 |
01.11.2022 |
31.10.2022 |
0 |
31.10.2022 |
08.11.2022 |
03.11.2022 |
0 |
09.11.2022 |
08.11.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 ноября 2022 г. N 017/06/104-85/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2022