Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, специалиста-эксперта отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийский родильный дом" (далее - Заказчик) - Антипова В.А.(по доверенности),
- ООО "Спектр" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка монитора кардиологического фетального" (извещение N 0375200042622000062) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о закупке объектом закупки является закупка монитора кардиологического фетального.
Согласно Техническому заданию установлено требование о соответствии следующим характеристикам:
Наименование |
ОКПД2 / КТРУ |
Наименование параметра |
Значение, установленное Заказчиком |
Монитор кардиологический фетальный |
26.60.12.129-00000045 |
Устройство, используемое для определения, измерения и отображения сердечной активности плода в течение перинатального периода. Обычно измеряется частота сердечных сокращений плода, но может быть также оценено движение сердечного клапана. Устройство неинвазивное/бесконтактное, оно служит для следующих целей: 1) графической электронной регистрации звуков сердца плода; 2) разграничения плодных и материнских электрокардиологических сигналов, полученных из области нижней части живота матери с помощью внешних электродов или 3) передачи и получения ультразвуковой энергии, направляемой и получаемой беременной женщиной обычно с помощью непрерывно-волновой (доплеровской) эхоскопии. |
Соответствие КТРУ |
Аппарат предназначен для автоматического расчёта и оценки степени выраженности нарушений показателей функционального состояния плода/плодов с учетом данных КТГ |
Соответствие |
||
Отображение количественных характеристик и графиков параметров кривых КТГ в динамике на дисплее монитора и на бумажном носителе |
Соответствие |
||
Автоматический расчет и оценка основных характеристик сократительной деятельности матки |
Соответствие |
||
Сохранение результатов исследования в памяти монитора |
Соответствие |
||
Одновременная регистрация частоты сердечных сокращений, движений плода/плодов, маточной активности во время беременности и родов. |
Соответствие |
||
Возможность одновременного мониторинга двух пациенток с одноплодной беременностью с выводом расчётных данных на экран монитора и в таблицы параметров нестрессового теста по каждому плоду отдельно (в антенатальном периоде) |
Соответствие |
||
Дисплей цветной жидкокристаллический графический |
Соответствие |
||
Размер дисплея по диагонали, дюйм |
Не менее 15 |
||
Монитор (компьютер типа "панельный) |
Соответствие |
||
Напряжение и частота - соответствие стандартам электрической сети РФ: 220 В 50 Гц с учетом погрешностей |
Соответствие |
||
Потребляемая мощность не более 90 Вт |
Соответствие |
||
Наличие порта для подключения прибора в больничную сеть и для подключения к сети Internet |
Соответствие |
||
Датчик маточных сокращений |
Наличие |
||
Автообнуление TOКO-датчика, с фиксацией маточного тонуса в начале исследования, с перерасчетом его значения каждые 5 минут |
Наличие |
||
Датчик ультразвуковой доплеровский |
Наличие |
||
Фиксированная рабочая частота сигнала каждого из датчиков, МГц. |
Не менее 1 |
||
Программа автоматизированного расчета и анализа параметров КТГ в антенатальном периоде |
Наличие |
||
Программа автоматизированного расчета и анализа параметров КТГ в интранатальном периоде |
Наличие |
||
Диапазон измерения ЧСС плода/плодов |
Не уже 60-220 |
||
Погрешность измерения ЧСС плода/плодов |
не более 1 уд/мин |
||
Регистрации ЧСС плода/плодов от удара к удару |
Наличие |
||
Автоматизированная поправка оценки состояния плода/плодов (ПСП) на сон |
Наличие |
||
Автоматическая фиксация и учет двигательной активности плода/плодов |
Наличие |
||
Отображение результатов автоматизированного анализа КТГ и расчёта показателя состояния плода/плодов с 10 минуты с ежеминутным обновлением данных |
Наличие |
||
Длительность цикла исследования в зависимости от показателя состояния плода/плодов от 10 минут до 60 минут (с возможностью продления) в антенатальном периоде |
Наличие |
||
Функция непрерывной записи времени исследования в интранатальном периоде |
Наличие |
||
Окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС плода/плодов для юстировки места установки УЗ датчика с возможностью раздельной регулировки уровня сигнала |
Наличие |
||
Окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС для правильной установки УЗ датчиков при двуплодной беременности |
Наличие |
||
Предварительная настройка граничных значений уровня тахикардии и брадикардии ЧСС плода/плодов |
Наличие |
||
Базальная частота сердечных сокращений (ЧСС), уд./мин |
Наличие |
||
Размах частоты сердечных сокращений, уд./мин |
Наличие |
||
Количество акцелераций |
Наличие |
||
Средняя амплитуда акцелераций, уд./мин |
Наличие |
||
Максимальная амплитуда акцелераций, уд./мин |
Наличие |
||
Количество быстрых/медленных децелераций |
Наличие |
||
Максимальная амплитуда медленных децелераций, уд./мин |
Наличие |
||
Количество движений плода/плодов |
Наличие |
||
Вариабельность - усреднённое значение мгновенной вариабельности (STV) в мс. |
Наличие |
||
Базальная частота ЧСС плода/плодов |
Наличие |
||
Усредненное значение мгновенной вариабельности- СМВ (STV) |
Наличие |
||
Количество ранних децелераций |
Наличие |
||
Количество поздних децелераций |
Наличие |
||
Общее число пролонгированных замедлений ЧСС |
Наличие |
||
S DIP - общая площадь пролонгированных замедлений ЧСС |
Наличие |
||
Автоматическое построение графиков рассчитываемых интегральных параметров в динамике родового процесса |
Наличие |
||
Расчет параметров сократительной активности матки в динамике родов |
Наличие |
||
Общее число схваток за весь период записи (в т. ч. количество схваток за последние 10 мин.) |
Наличие |
||
Длительность схватки, сек |
Наличие |
||
Длительность маточного цикла, сек. |
Наличие |
||
Автоматическая оценка состояния плода/плодов по интегральной 10-балльной шкале (интегральный ПСП), которая верифицирована со значением STV и значением лактата в крови плода. |
Наличие |
||
Прогнозирование вероятности ухудшения состояния плода/плодов и времени, через которое это может произойти. |
Наличие |
||
Возможность ведения партограммы в родах |
Наличие |
||
Журнал клинических событий в родах |
Наличие |
||
Звуковой и визуальный сигнал тревоги при отсутствии или слабом сигнале с доплеровского датчика |
Наличие |
||
Звуковой и визуальный сигнал тревоги при установлении факта регистрации частоты сердечных сокращений с аорты женщины |
Наличие |
||
Звуковые и визуальные сигналы тревоги при технической неисправности прибора |
Наличие |
||
Звуковой сигнал при значениях параметров выше и ниже допустимых границ ЧСС плода/плодов |
Наличие |
||
Ввод данных о пациентке с отражением их на мониторе и при печати |
Наличие |
||
Возможность проведения неограниченных по количеству исследований, сохранение записи и доступ к базе данных |
Наличие |
||
Сохранение записи и доступ к базе данных |
Наличие |
||
Возможность объединения мониторов в единую информационную сеть |
Наличие |
||
Введение и печать клинических событий в режиме реального времени через 10 минут от начала регистрации данных. |
Наличие |
||
Распечатка результатов обследований с графиками на формате бумаги А4 |
Наличие |
||
Программное обеспечение (ПО) на русском языке |
Наличие |
||
ПО версия "Демо" для ускоренного обучения медицинского персонала |
Наличие |
||
Тележка |
Наличие |
||
Наличие у тележки полки с поворотным механизмом |
Наличие |
||
Наличие у тележки полки с ящиком |
Наличие |
||
Наличие у тележки встроенной розетки |
Наличие |
||
Гарантийный срок |
Не менее 12 мес. |
||
Эксплуатационная документация на русском языке |
Наличие |
||
Комплект поставки: |
|
||
Вычислительный модуль обработки и отображения данных медицинского исследования (компьютер типа "панельный") |
Не менее 1 шт. |
||
Системный ультразвуковой доплеровский модуль |
Не менее 1 шт. |
||
Печатающее устройство (принтер) |
Не менее 1 шт. |
||
Датчик ультразвуковой доплеровский |
Не менее 2 шт. |
||
Датчик маточных сокращений |
Не менее 1 шт. |
||
Блок питания |
Не менее 1 шт. |
||
Шнур сетевой |
Не менее 1 шт. |
||
Флакон с гелем |
Не менее 1 шт. |
||
Тележка |
Не менее 1 шт. |
||
Стилус |
Не менее 1 шт. |
||
Программное обеспечение |
Не менее 1 шт. |
В жалобе Заявитель указывает следующее: "Мы изучили характеристики всех мониторов, имеющих код вида мед.изделий 119540 "Монитор кардиологический фетальный", зарегистрированных и разрешенных к обращению на территории РФ. Описание объекта закупки содержит параметры оборудования, которые по совокупности технических характеристик указывают на конкретную модель единственного производителя, а именно, Фетальный монитор: автоматизированный кардиотокограф по ТУ 9442-003-52696471-2006 в следующем исполнении: "Уникос-03" с принадлежностями (Регистрационное удостоверение ФСР 2011/11471 от 14.05.2018), что направлено на ограничение конкуренции в пользу товара одного конкретного производителя и является нарушением Федеральных законов N 44-ФЗ и N 135-ФЗ.
К таким параметрам, в частности из раздела Описания объекта закупки, относятся:
1. Комплект поставки
Согласно Регистрационному удостоверению ФСР 2011/11471 от 14.05.2018 на Фетальный монитор: автоматизированный кардиотокограф по ТУ 9442-003-52696471-2006 в следующем исполнении: "Уникос-03" с принадлежностями, можно увидеть следующую комплектацию на сайте Росздравнадзора:
2. Следующие технические требования:
-функция непрерывной записи времени исследования в интранатальном периоде
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС плода/плодов для юстировки места установки УЗ датчика с возможностью раздельной регулировки уровня сигнала
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС для правильной установки УЗ датчиков при двуплодной беременности
- предварительная настройка граничных значений уровня тахикардии и брадикардии ЧСС плода/плодов
- ПО версия "Демо" для ускоренного обучения медицинского персонала".
Согласно письменным возражениям Заказчика: "По части довода жалобы о составлении технического задания с нарушением требований действующего законодательства путем установления избыточных требований к объекту закупки, отдав преимущество модели только одного конкретного производителя, сообщаем следующее:
Заявитель утверждает, что к параметрам, которые, по его мнению, ограничивают конкуренцию, в частности относится - комплект поставки. Однако, комплектация поставки, как предоставленная заявителем, так и указанная заказчиком в извещении, является стандартной (базовой) комплектацией многофункциональных мониторов пациента, что подтверждается Заказчиком в Приложении N1 к настоящему возражению.
Заявитель также считает, что избыточными, клинически незначимыми, свойственными только одной конкретной модели оборудования конкретного производителя являются следующие технические требования:
-функция непрерывной записи времени исследования в интранатальном периоде
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС плода/плодов для юстировки места установки УЗ датчика с возможностью раздельной регулировки уровня сигнала
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС для правильной установки УЗ датчиков при двуплодной беременности
- предварительная настройка граничных значений уровня тахикардии и брадикардии ЧСС плода/плодов
- ПО версия "Демо" для ускоренного обучения медицинского персонала.
Однако, данные технические и функциональные характеристики установлены заказчиком исходя из клинико-технической необходимости, соответствующее обоснование приведено ниже:
-функция непрерывной записи времени исследования в интранатальном периоде - позволяет учесть вынужденные паузы при проведении исследования;
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС плода/плодов для юстировки места установки УЗ датчика с возможностью раздельной регулировки уровня сигнала - для оптимизации проведения цикла исследования, другими словами, врач-диагност должен иметь возможность визуального и аудио-визуального контроля за расположением датчиков и уровнем сигнала для наиболее точного проведения диагностики;
- окно аудио и визуального наблюдения эхосигнала ЧСС для правильной установки УЗ датчиков при двуплодной беременности - для оптимизации проведения цикла исследования, другими словами, врач-диагност должен иметь возможность визуального и аудио-визуального контроля за расположением датчиков и уровнем сигнала для наиболее точного проведения диагностики;
- предварительная настройка граничных значений уровня тахикардии и брадикардии ЧСС плода/плодов - установлено Заказчиком в соответствии с разделом 6 ГОСТ Р 56326-2017.
- ПО версия "Демо" для ускоренного обучения медицинского персонала - демонстрационный режим обучения позволяет персоналу быстрее освоить специфику работы на данном оборудовании, установлен с целью легкого и удобного использования.
В части предоставленного Заявителем анализа заключенных и исполненных контрактов на поставку Фетального монитора автоматизированного кардиотокограф по ТУ 9442-003-52696471-2006 в следующем исполнении: "Уникос-03" с принадлежностями, сообщаем следующее: предоставляя данный анализ Заявитель жалобы противоречит сам себе, а именно, на обозрение предоставлены пять закупок (электронные аукционы), с заключенными и исполненными контрактами по всей территории России (г.Санкт-Петербург, г.Иркутск, Республика Бурятия, г.Пенза (2 закупки)), где победителями были признаны РАЗНЫЕ хозяйствующие субъекты: закупка N0372200047722000180 г.Санкт-Петербург победитель ООО "Марсилея", закупка N0134200000122003461 г.Иркутск победитель ООО "КИЛЬ-ИРКУТСК", закупка N0102200001622003794 Республика Бурятия победитель ООО "МК ВИТА-МЕД", закупка N0155200000922000501 г.Пенза победитель ООО "МЕДЛАБ-ПЕНЗА", закупка N0155200000922000506 г.Пенза победитель ООО "МЕДЛАБ-ПЕНЗА", что свидетельствует о свободном обращении на рынке данной модели фетального монитора, доступно к продаже и участию в государственных закупках. Данный довод Заказчика подтверждается также письмом производителя ООО "РПТ УНИКОС", в котором указано, что оборудование данного производителя "находится в свободной продаже" (Приложение N5 к настоящему возражению).
Остается непонятным, что помешало Заявителю жалобы обратиться с запросом к российскому производителю ООО "РПТ УНИКОС" и получить информацию, необходимую для участия в электронном аукционе ГБУЗ РК "Евпаторийский родильный дом", несмотря на проведённое детальное изучение закупки и анализ всей Единой информационной системы в сфере закупок по данному виду товара.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием, в жалобе Заявителем не представлено.
Отсутствие у Заявителя желания или возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.
Кроме того, Заказчиком предоставлены сведения, с приложением подтверждающих документов, что существует как минимум три производителя мониторов кардиологических фетальных с техническими характеристиками, установленными в извещении о проведении закупки (Приложение N1 - сравнительная таблица).
Заказчик доносит до сведения комиссии УФАС по Республике Крым и городу Севастополю, что на участие в электронном аукционе N 0375200042622000062 было подано две заявки, оба участника предложили к поставке фетальный монитор автоматизированный кардиотокограф по ТУ 9442-003-52696471-2006 в следующем исполнении: "Уникос-03" с принадлежностями, что также подтверждает доводы Заказчика, указанные выше. Данное оборудование включено в реестр российского радиоэлектронного оборудования Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (информация доступна на портале ГИСП), что позволило Заказчику в полной мере применить ограничение допуска, установленное Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 и поддержать отечественного производителя, ведь импортозамещение является приоритетной задачей государства в настоящее время.
В нашем учреждении с 2015 года и по сегодняшний день находится в эксплуатации фетальный монитор: автоматизированный кардиотокограф "Уникос-03". О том, что данный прибор высокой информативности свидетельствуют данные из открытых источников в сети интернет. Анализ перинатальной смертности, проведенный за период от 2 до 7 лет, показал, что применение автоматизированного кардиомонитора фирмы "Уникос" позволило снизить перинатальную смертность в среднем на 33 %. С нашей точки зрения, заметное снижение этого показателя может быть достигнуто только за счет широкого внедрения в клиническую практику наиболее совершенной отечественной аппаратуры, основанной на передовых цифровых технологиях и методах математического анализа".
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно позиции ФАС России, установление в документации о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.
Установление требования (совокупности требований) в отношении объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, в случае если такие требования указывают на единственного производителя, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
При этом Комиссия Управления не ограничивает заказчика в праве на самостоятельное описание объекта закупки и установление особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, однако полагает, что при подготовке к проведению закупки заказчику надлежит в должной мере изучить функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, исследовать вопрос наличия иных медицинских изделий, которые могли бы удовлетворить потребность заказчика, предпринять действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания аукционной документации.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Комиссией Крымского УФАС в адрес АО "ЧЭТП" был направлен запрос о соответствии их продукции требованиям Технического задания Заказчика.
Согласно ответу АО "ЧЭТП", проанализировав технические характеристики было выявлено, что они соответствуют единственному производителю монитора кардиологического фетального "Уникос-03" производства ООО "РПТ УНИКОС". В мониторе акушерском компьютерном МАК-02-"Ч" (изготовитель АО "ЧЭТП" г.Челябинск) отсутствуют следующие характеристики:
- автоматизированная поправка оценки состояния плода/плодов (ПСП) на сон;
- автоматическая оценка состояния плода/плодов по интегральной 10-балльной шкале (интегральный ПСП), которая верифицирована со значением STV и значением лактата в крови плода;
- прогнозирование вероятности ухудшения состояния плода/плодов и времени, через которое это может произойти.
Таким образом, Заказчиком не представлено официальное документальное подтверждение (письма производителей, официальных дилеров и т.д.), указывающее на то, что совокупности установленных технических характеристик соответствует продукция как минимум двух производителем.
Также согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 2 заявки, признанных соответствующими и предложивших к поставке фетальный монитор автоматизированный кардиотокограф "Уникос-03", снижение НМЦК составило 0,5%.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании технической части извещения в части установления характеристик, соответствующих единственному производителю.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств, в случае установления в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению.
Пунктом 5.7 проекта контракта установлено, что поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок в со дня получения заявки от Заказчика (Заказчик вправе предусмотреть этапы поставки Оборудования).
Согласно пояснениям Заказчика: "Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Заказчиком 28.10.2022 г., дата и время окончания срока подачи заявок 07.11.2022 г., подведение итогов определения поставщика было осуществлено Заказчиком 08.11.2022 г. Согласно ч.1 ст.51 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика. Учитывая тот факт, что ориентировочная расчетная дата заключения контракта не ранее, чем 18.11.2022 г., а срок действия контракта ограничен 31.12.2022 г., Заказчиком был сделан вывод об установлении сроков поставки в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки. Заказчик является государственным бюджетным учреждением, заключение контракта является юридически значимым действием и влечет возникновение обязательств о принятии и оплате поставленного товара в рамках заключенного контракта. Очевидным является факт, что до конца бюджетного года остается не так много времени и Заказчик будет обязан сделать заявку Поставщику в кратчайшие сроки после заключения контракта, как раз с целью своевременного и эффективного расходования денежных средств. В свою очередь Поставщик, после публикации протокола подведения итогов, имея временной зазор 10 дней до момента заключения контракта и дополнительно 5 рабочих дней после заявки Заказчика, может планировать доставку оборудования без ущерба для себя и Заказчика соответственно, учитывая все условия и регион поставки. Ведь, согласно нормам действующего Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. ни одна из сторон государственного контракта не вправе расторгнуть его или отказаться от его исполнения без объективных причин, а соответственно контракт будет надлежащим образом исполнен с обеих сторон".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не определены какие-либо специальные нормы, регламентирующие сроки поставки товара, ограничения по минимальному сроку также не установлены.
При этом установленные Заказчиком сроки поставки товара в течение 5 рабочих дней установлены в соответствии с потребностью Заказчика. Следовательно, установление данных сроков поставки товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доказательства того, что в установленный Заказчиком срок невозможно осуществить поставку в соответствии с условиями, указанными в извещении, а также не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Довод жалобы о невозможности выполнения обязательств по контракту в срок, установленный в проекте контракта, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М.Крылова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 14 ноября 2022 г. N 082/06/106-1150/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022