Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Управление делами Государственного Совета Республики Крым (далее - Заказчик) -
Присяжнюк Ю.И., Войтко А.А., Семенова И.В. (по доверенности),
- ИП Филимонова Анна Александровна (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
- ООО "ЧП "ПОЛЕТ-ХРОНОС" (далее - Заинтересованное лицо) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Знак отличия Государственного Совета Республики Крым - Ценный подарок Председателя Государственного Совета Республики Крым (наручные мужские часы)" (извещение N 0175200003722000070) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившимися в неправомерном отклонении заявки Заявителя и неправомерном признании заявки ООО "ЧП "ПОЛЕТ-ХРОНОС" соответствующей требованиям извещения о проведении Закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 NИЭА1 заявка Заявителя (ИНЗ N112971488) была отклонена на следующем основании:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: в описании объекта закупки (техническом задании) заказчика установлено: "Корпус часов должен быть круглой формы и выполнен из нержавеющей стали " (цитата), участником закупки в заявке предложено: "Корпус часов круглой формы и выполнен из металла." (цитата). Таким образом, информация в заявке, в части материала корпуса часов, не соответствует требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 NИЭА1 победителем аукциона признан участник ООО "ЧП "ПОЛЕТ-ХРОНОС" (ИНЗ N112947627), заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении Закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с приложением "Описание объекта закупки (Техническое Задание)" извещения о проведении Закупки Заказчиком установлены следующие характеристики закупаемого товара:
"Наручные кварцевые часы (ГОСТ Р 59973-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Часы электронно-механические наручные и карманные. Общие технические условия) с символикой Республики Крым и гравировками на лицевой стороне часов и их задней крышке в комплекте с кожаным ремешком в футляре.
Функции часов: наличие часовой, минутной и секундной стрелок.
Требования к безопасности: предельно допустимая норма никеля не должна быть более 0,5 мкг/см в неделю для узлов и деталей внешнего оформления часов (корпус, пряжка ремешка), радиоактивное загрязнение внешней поверхности корпуса часов не должно превышать норм фонового значения окружающей среды.
Корпус часов должен быть круглой формы и выполнен из нержавеющей стали. Покрытие корпуса: ионно-плазменное напыление золотом с гальваническим покрытием 1,5 микрона позолоты. Диаметр корпуса составляет 40 мм, толщина 8,9 мм. Заводная головка с насечками.
Исполнение часов: стекло часов минеральное, устойчивое к внешним воздействиям, водонепроницаемость 3 атм. Циферблат белого цвета с накладной позолоченной полной римской оцифровкой. Над стрелками методом матричной печати нанесено цветное изображение герба Республики Крым, под стрелками - надпись "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ".
Задняя крышка часов стальная. На неё методом гравировки наносится текст: ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.
Механизм часов кварцевый, с календарем числа месяца. Календарь находится рядом с римской цифрой "III".
Ремешок часов из натуральной кожи тёмно-коричневого цвета (текстура кожи крокодила), ширина 20 мм, пряжка на ремешке золотистого цвета.
Срок энергетической автономности часов - 12 месяцев.
Срок предоставления гарантии качества на Товар составляет 12 месяцев со дня подписания Сторонами документа о приемке (универсального передаточного документа).
Внешнее оформление часов должно соответствовать эскизу (Приложение к Техническому заданию).
Часы должны быть упакованы в подарочный бархатный футляр бордового цвета, с бархатным ложементом в виде скобы. Размеры футляра: длина 90 мм, ширина 90 мм, высота 65 мм.
В комплект каждой единицы часов должны входить: часы - 1 шт., элемент питания в часах - 1 шт., индивидуальная упаковка - 1 шт., паспорт - 1 шт.
Упаковка товара должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".
Согласно жалобе Заявителя:
"ТЗ было составлено с нарушением 44Ф и 135-ФЗ для очевидного ограничения конкуренции в интересах известного Заказчику (аффелированому) поставщику ООО "Полёт-Хронос". В Приложении к Техническому заданию был размещён эскиз, полностью соответствующий модели:
ЧАСЫ МУЖСКИЕ КВАРЦЕВЫЕ Модель 3020/171.6.634, на сайте:
https://poletx.ru/watch_catalog/mugskie_naruchnie_chasy1/3020_171_6_ 634/
Технические характеристики данной модели соответствуют ТЗ, за исключением: Материал корпуса: Сталь
Заказчик в интересах ООО "Полёт-Хронос" признал заявку соответствующей и в тоже время по аналогичной параметру отклонил заявку победителя:
"По результатам рассмотрения заявок в отношении Вашей заявки на участие N 112971488 было принято решение о несоответствии заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Причина отклонения: Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: в описании объекта закупки (техническом задании) заказчика установлено: "Корпус часов должен быть круглой формы и выполнен из нержавеющей стали " (цитата), участником закупки в заявке предложено: "Корпус часов круглой формы и выполнен из металла." (цитата). Таким образом, информация в заявке, в части материала корпуса часов, не соответствует требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки".
Из ТЗ: "Корпус часов должен быть круглой формы и выполнен из нержавеющей стали".
Теперь главный ЛОГИЧНЫЙ вопрос: какая разница между металлом и сталью, если в ТЗ - нержавеющая сталь?
Каким образом Заказчик может проверить достоверность информации поставщика ООО "Полёт-Хронос", указанной нержавеющей стали в заявке?
Очевиден сговор Поставщика и Заказчика, очевидно участие Поставщика в создании ТЗ для Заказчика с целью ограничения конкуренции, очевидно, что НМЦК рассчитана методом сопоставимых рыночных цен из-за не привлечения других поставщиков".
Согласно возражениям Заказчика:
"В описании объекта закупки для описания характеристик требуемого к поставке товара Заказчиком установлены значения показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником при подаче заявки, значения показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры, единица измерения товара, в числе прочего использованы характеристики товара: корпус часов и т.д.
Описание объекта закупки содержит эскизы часов, которым должны соответствовать поставляемые товары.
Таким образом, Заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Определение потребности в товарах, работах и услугах является прерогативой Заказчика и не может быть поставлено в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) также не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как указано в Обзоре, заказчики, осуществляющие закупку, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11604/12 от 29.01.2013).
_
В качестве материала для изготовления корпуса была выбрана нержавеющая сталь, поскольку именно этот сплав обладает высоким сопротивлением коррозии, прочностью и долговечностью, стойкий к окислению, а также не вызывает аллергии и гигиеничен (не имеет пор и трещин для проникновения грязи, и бактерий)".
В техническом задании извещения о проведении Закупки указана следующая характеристика товара: "Корпус часов должен быть круглой формы и выполнен из нержавеющей стали".
Заявителем в составе заявки предложен к поставке товар со следующими характеристиками: "Корпус часов круглой формы и выполнен из металла". Таким образом, заявителем в составе заявки не конкретизировано, из какого металла будет выполнен корпус часов. При этом, исходя из потребности Заказчика и условий технического задания, Заказчику требуется, чтобы корпус часов был выполнен из нержавеющей стали.
Таким образом, Заявителем в составе заявки указано значение, не соответствующее требованиям технического задания извещения о проведении Закупки.
В заявке ООО "ЧП "ПОЛЕТ-ХРОНОС" указано следующее значение: "Корпус часов круглой формы и выполнен из нержавеющей стали". Таким образом, ООО "ЧП "ПОЛЕТ-ХРОНОС" в составе заявки было представлено значение в соответствии с техническим заданием и инструкцией по заполнению заявок извещения о проведении Закупки.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия Крымского УФАС считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.11.2022. Жалоба на положения извещения о проведении Закупки в установленные законом сроки Заявителем не подавалась. Заявитель предоставил согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении Закупки.
Таким образом, довод Заявителя на положение извещения о проведении Закупки Комиссия Крымского УФАС России оставляет без рассмотрения на основании пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 ноября 2022 г. N 082/06/106-1169/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022