На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение оборудования для нужд Минвостокразвития России в 2022 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0122100013522000001) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в части действий Заказчика, Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату публикации извещения) принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.11.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.07.2022;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -1 208 200 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета,КБК - 35004013440190020242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.08.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;
7)дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 15.08.2022;
8) во время проведения процедуры подачи ценовых предложений 2 участника Аукциона подавали предложения о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "РЕСТРКОМ" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 117 585 рублей;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 29.08.2022 N ЭА15-22 (реестровый номер контракта 1272119427522000006).
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 40 - 43, 70 - 76,78 - 86, 94 - 117 и 134 Перечня).
Так, пункты 27, 27(1) Переченя содержат товары с ОКПД2 26.20.15 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" соответственно.
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка системных блоков, с кодом ОКПД2 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода" и накопителей данных внутренних, с кодом
ОКПД2 26.20.21.110 "Устройства запоминающие внутренние" (далее - Товары).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупаемые Товары включены в Перечень, в связи с чем подлежит применению запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,что запрет не установлен в силу подпункта "в" пункта 3 Постановления N 616,а именно ввиду необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых Товаров с коммутатором модели Zelax ZES-3252GPXB (далее - Коммутатор).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что техническое описание Коммутатора не содержит требований к совместимости подключаемых устройств.
Кроме того, на заседании Комиссии Заказчиком не представлено материалов, свительствующих, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза отсутствуют товары, обеспечивающие взаимодействие с Коммутатором.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия
Заказчика, выразившиеся в неустановлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14
Закона о контрактной системе.
2.Предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3.Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 03.11.2022 по делу N П-396/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2022 г. N П-405/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022