На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на предоставление услуг доступа к справочно-правовой системе в сфере законодательства Российской Федерации в 2022-2023 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0122100013521000015) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в части действий Заказчика, Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату публикации извещения) принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.11.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.11.2021;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -1 383 984 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета,КБК - 350040134Д0390019242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.11.2021;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;
7)дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 26.11.2021;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявок 2 участника закупки допущены до участия в Аукционе;
9) дата проведения Аукциона - 29.11.2021;
10) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
11) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
12) победителем Аукциона признано ООО "Издательство Гарант-Пресс" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 377 000 рублей;
13) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 14.12.2021 N ЭА9-22-23 (реестровый номер контракта 1272119427521000041).
1. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.
Частью 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе установлено,что электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
При этом иные требования о подписи направляемых документов в Законе о контрактной системе отсутствуют.
Вместе с тем в пункте 17 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам Аукциона: "Физические лица и индивидуальные предприниматели должны подписывать заявку лично".
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили,что указание в документации об Аукционе такого требования является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в информационной карте документации об Аукционе требование к участникам Аукциона о необходимости физических лиц и индивидуальных предпринимателей подписывать заявку лично, нарушают часть 6 статьи 31
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях,о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд,за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом в соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б)поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в)выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г)оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, утвержденного Постановлением N 1236, установлен исчерпывающий перечень случаев подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства.
На заседании Комиссии установлено, что согласно документации об Аукционе объектом закупки является предоставление услуг доступа к справочно-правовой системе в сфере законодательства Российской Федерации в 2022-2023 годах.
Так, пунктом 7.3 технического задания документации об Аукционе указаны следующие требование к услугам:
-для работы с базой данных должно быть обеспечено создание неограниченного количества логинов с возможностью одновременной работы 50 пользователей;
-при получении Заказчиком ежедневных выпусков еженедельных версий базы данных обновление данных должно происходить в автоматическом режиме без привлечения вычислительных мощностей и сотрудников Заказчика;
- установлена возможность обращения на "горячую линию" исполнителя,в том числе непосредственно из базы данных, по вопросам эффективных методов работы с базой данных и поиска по индивидуальному заказу правовых документов (кроме ограниченных к распространению), отсутствующих в выбранном комплекте базы данных, без ограничения по количеству обращений, с последующим включением в комплект базы данных;
-не менее 1 (одного) раза в год организовывать для сотрудников Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики обучающий вебинар, посвященный эффективным приёмам работы с законодательством с помощью предоставляемой базы данных.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в техническом задании документации об Аукционе услуг, соответствующих положениям пункта 2(1) Постановления N 1236.
Вместе с тем извещение о проведении Аукциона, информационная карта документации об Аукционе не содержат запрет на допуск программного обеспечения или обоснование невозможности установления такого запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили,что в качестве справочно-правовой системы в сфере законодательства Российской Федерации при исполнении государственного контракта Заказчику предоставлен доступ к справочно-правовой системе российского происхождения.
В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя),а также учитывая, что Заказчиком заключен государственный контракт,Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе не выдавать.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения), Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также учитывая,что Заказчиком заключен государственный контракт, предписание не выдавать.
3.Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 03.11.2022 по делу N П-398/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2022 г. N П-405/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022