На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ)
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращениеООО "Моторкон" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ОГКУ "Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дизельных насосных станций (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0134200000122004398) (далее - Аукцион).
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в неправомерном установлении требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта при направлении проекта контракта участнику закупки ввиду отсутствия такого условия при размещении извещения о проведении Аукциона.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 03.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв до 07.11.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта - 150 180 352,00 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджета Иркутской области
КБК - 81504126560129260244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 07.10.2022;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 11.10.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 3 участника закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению о проведении Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "Моторкон" (далее - Победитель).
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в неправомерном установлении требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта при направлении проекта контракта участнику закупки ввиду отсутствия такого условия при размещении извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Вместе с тем согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом при размещении извещения о проведении Аукциона установлен аванс в размере 100% от начальной (максимальной) цены контракта, а также имеется указание о казначейском сопровождении в части выплаты аванса.
Вместе с тем требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в извещении Заказчиком, Уполномоченным органом не установлено.
При этом 11.10.2022 Заказчиком направлен проект контракта Победителю Аукциона, содержащий условия о предоставлении обеспечения исполнения контракта в в размере 112 035 098,24 руб.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование об обеспечении исполнения контракта в извещении не установлено в соответствии с частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку выплаты в части аванса подлежат казначейскому сопровождению.
При этом, учитывая, что по итогам Аукциона цена контракта снижена на 25,4%, Заказчик в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе направил Победителю Аукциона проект контракта с включенными в него условиями о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Так, указанное требование применяется в случае установления в извещении условия о предоставлении обеспечения исполнения контракта, при этом Заказчиком, Уполномоченным органом данное требование в извещении не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся заключении контракта на условиях отличных от объявленных в извещении, а именно установления требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Передать материалы по делу от 07.11.2022 N П-392/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2022 г. N П-392/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022