Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
АО "Донаэродорстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Ростовской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на право заключения государственного контракта на строительство автомобильной дороги "Западная хорда" от а/д А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная - Западное шоссе) (1 этап) (Этап 1.2.1) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0158200000522000046) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в нарушение срока размещены в ЕИС разъяснения положений извещения о проведения закупки (далее - Извещение) в ответ на запрос Заявителя от 27.10.2022 N 1076557 о даче разъяснений положений Извещения (далее - Запрос), а также Заказчиком не представлены разъяснения положений Извещения в ответ на Запрос по существу вопроса.
2) Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 10.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 646 036 975 руб.;
4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 81004091610098300414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.10.2022;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка на участие в Аукционе;
8) в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2022 N ИЭА1 контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером "1" по цене контракта в размере 1 646 036 975 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в нарушение срока размещены в ЕИС разъяснения положений Извещения в ответ на Запрос, а также Заказчиком не представлены разъяснения положений Извещения в ответ на Запрос по существу вопроса.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки
Комиссией установлено, что дата и время срока окончания подачи заявок - 31.10.2022 в 10:00.
Согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор" Оператором электронной площадки 27.10.2022 в 17:39 направлен Заказчику Запрос.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, регламентированный срок для предоставления разъяснений положений Извещения Заказчиком является 31.10.2022.
Комиссией установлено, что разъяснения положений Извещения размещены в ЕИС 31.10.2022 в 18:06, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заявителем направлен следующий Запрос Заказчику:
"Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объем финансирования в 2023 г. - 1 481 433 277,50 руб., в 2024 г. - 164 603 697,50 руб.
Приложением N 11 к контракту "График оплаты строительно-монтажных работ 1.2.1+" стоимость работ в 2023 г. составляет 1 450 511 345 руб., в 2024 г. - 195 525 630 руб., в связи с чем просим привести стоимость работ 2023 г. и 2024 г. Приложения N 11 к контракту "График оплаты выполненных работ" в соответствии с лимитами финансирования на 2023 г. и 2024 г., указанные в извещении о проведении электронного аукциона N0158200000522000046".
Комиссией установлено, что Заказчиком в ответ на Запрос дан следующий ответ: "Проектом государственного контракта закреплено условие о возможности выплаты подрядчику аванса в размере 90% от цены контракта. Аванс выплачивается только в случае поступления от подрядчика запроса на выплату аванса.
Объем финансирования контракта установлен в указанном размере с учетом выплаты по запросу подрядчика аванса.
При этом график оплаты выполненных строительно-монтажных работ составлен в строгом соответствии с объемами выполнения указанных работ, согласно приложению N 2 к контракту "График выполнения строительно-монтажных работ 1.2.1" и в пределах цены контракта.
Кроме того, согласно части 6.1 статьи 110.1 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Основным требованием данной статьи является осуществление оплаты выполненных работ в пределах всей цены контракта, а не отдельных периодов (этапов) исполнения контракта. В вязи с чем, отсутствует необходимость внесения соответствующих изменений в извещение".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанные разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подана в ФАС России с использованием ЕИС - 03.11.2022 (зарегистрирована в ФАС России - 07.11.2022), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы Заявителя на положения Извещения оставлены Комиссией без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапах исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 8.4 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуг.
В соответствии с части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Графиком оплаты строительно-монтажных работ (приложение N 11 к проекту контракта Извещения) (далее - График оплаты) предусмотрена поэтапная оплата выполненных подрядчиком работ по месяцам.
Вместе с тем в Извещении указано следующее: "Контракт не разделен на этапы исполнения контракта".
Также установлено, что согласно пункту 4.1 проекта контракта Извещения подрядчик обязуется выполнить работы и сдать результаты выполненных работ Заказчику с момента заключения контракта по 30.09.2024 года (включительно).
Вместе с тем согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к проекту контракта) (далее - График выполнения работ) в декабре 2024 года предусмотрено выполнение следующих видов работ: "Временные здания и сооружения - 4,1 %" - 12,90 %; "проведение экспертного сопровождения" - 100 %.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в Извещении противоречивые сведения относительно этапов и сроков исполнения контракта, нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Комиссией установлено, что согласно Графику выполнения работ и Графику оплаты резерв средств на непредвиденные работы и затраты составляет 2%, при этом в смете контракта Извещения указан размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты 32 143 712 руб., что составляет 1,95 % от НМЦК.
Кроме того, Комиссией установлено, что в соответствии с Извещением финансовое обеспечение закупки в 2023 году составляет 1 481 433 277,50 руб., в 2024 году - 164 603 697,50 руб.
Вместе с тем пунктом 2.1.1 проекта контракта Извещения установлено следующее: "Финансирование с учетом выплаты аванса в соответствии с пунктом 3.1 контракта:
в 2023 год - ____________ рублей __________ копеек. Код бюджетной классификации: 81004091610098300414, доп. эк. 14511137.
в 2023 году - ____________ рублей __________ копеек. Код бюджетной классификации: 81004091610098300414, доп. эк. 14511137".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, указавшего в проекте контракта Извещения, в смете контракта Извещения и в графиках противоречивые сведения, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
На заседании Комиссии установлено, что в Графике выполнения работ не отражены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене контракта.
При этом отсутствие в описании объекта закупки полной информации об объеме выполняемых работ создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является строительство автомобильной дороги "Западная хорда" от а/д А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог до моста через реку Дон на Западном обходе (ул. Всесоюзная - Западное шоссе) (1 этап) (Этап 1.2.1).
Согласно пояснительной записке к проектной документации предусмотрено следующее разделение на этапы строительства автомобильной дороги:
Этап 1.1 - подготовка территории строительства на участке ПК0+00-ПК54+00 (переустройство коммуникаций - переустройство сетей электроснабжения 0,4;10кВ; переустройство ВЛ 110кВ; переустройство сетей связи; переустройство сетей водоснабжения и водоотведения; переустройство газопроводов; оценка объектов недвижимости по объекту; кадастровые работы по объекту; проведение охранноспасательных археологических работ; рубка деревьев; снос строений);
Этап 1.2 - строительство участка автомобильной дороги ПК0+00 - ПК15+20;
Этап 1.3 - строительство участка автомобильной дороги на ПК15+20 -ПК32+30;
Этап 1.4 - строительство основного хода на участке автомобильной дороги на ПК32 +30 -ПК47+50;
Этап 1.5 - строительство транспортной развязки на ПК 36+07;
Этап 2 - строительство участка автомобильной дороги на ПК47+50 - ПК122+87.3. Подготовку территории строительства (отвод земли, снос строений, рубка деревьев, переустройство коммуникаций) предусмотреть на участке ПК54+00 - ПК122+87.3.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в ЕИС не размещена проектная документация в полном объеме, а именно отсутствуют разделы проектной документации по этапам строительства 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2, а также не размещен том 1.2 - 3.1.4 по этапу строительства 1.2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Донаэродорстрой" необоснованной.
2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы Заявителя на положения Извещения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 8 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 14.11.2022 по делу N 28/06/105-3363/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2022 г. N 28/06/105-3363/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022