На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки с единственным поставщиком по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер
2022-8186
контракта 3644400386122000014 "Выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Петровск Саратовской области сквер "Сад Петра I" (капитальный ремонт)".
Срок проведения проверки: с 10.11.2022 по 15.11.2022 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными Заказчиком Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
28.03.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена информация о заключении Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области (далее- Заказчик) контракта от 28.03.2022 N 27/2022 с единственным подрядчиком АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, реестровый номер контракта 3644400386122000014 "Выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Петровск Саратовской области сквер "Сад Петра I" (капитальный ремонт)" (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 8 947 667,00 руб.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронныйконкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронныйаукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запроскотировок).
Таким образом, закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Частью 1 ст. 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовноисполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" (далеепостановление Правительства N1292).
Таким образом, положения п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1292 должны толковаться в совокупности и взаимосвязи, а именно для заключения контракта необходимо соблюдение в совокупности нескольких требований, а именно:
- требование к субъектному составу - контракт заключается с учреждением,предприятием уголовно-исполнительной системы;
- требование к объектному составу - контракт заключается на поставку товаров(работ, услуг), включенных в Перечень;
- требование к порядку выполнения работ, которое подразумевает выполнениеработ (поставку товаров, оказание услуг) исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 N Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Правовая основа деятельности учреждениями и предприятиями уголовноисполнительной системы определена Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее- Закон N 5473-1).
Согласно ст. 5 Закона N 5473-1 в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Согласно абз. 5 ст. 7 Закона N 5473-1 в интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Из системного понимания указанных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки у исправительного учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика с учетом выполнения учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы социально значимых государственных задач, с целью создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду. При этом законодатель предусмотрел право заказчика осуществить у единственного поставщика закупку товара, работ, услуги, произведенных и выполненных учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы собственными силами.
В соответствии с письмом ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100040/19 "По вопросу о заключении контракта с учреждением уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком" ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании пункта 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе у учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например, сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами и т.д.
Данная позиция основана, в том числе, на выводах, которые содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 29.11.2011 N 8799/11 по делу N А66-7056/2010, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307КГ15-1408 о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, заказчики могут заключить контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
28.03.2022 Администрация Петровского муниципального района Саратовской области заключила с единственным подрядчиком АО "ПУИС "УС-3 ФСИН России" по п. 11 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе Контракт на сумму 28 040 114,15 руб.
Согласно п.1.1 Контракта Подрядчик обязан по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству общественной территории в г. Петровск Саратовской области сквер "Сад Петра I".
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что срок исполнения контракта в течении 120 дней с момента заключения контракта.
Пунктом 3.2 Контракта установлено, место выполнения работ в соответствии с ПСД- г. Петровск, Саратовская область.
Согласно п. 5.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы по контракту в соответствии с проектно-сметной документацией, в полном объеме.
При этом в Контракте не установлено условие о личном выполнении
Подрядчиком работ, как это требует п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе проведения внеплановой проверки пояснил, что Контракт не содержит запрет на привлечение субподрядчиков.
Как указывалось, ранее согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовноисполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, содержание Контракта, в котором отсутствует условие о личном выполнении Подрядчиком работ противоречит нормам действующего законодательства, поскольку в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги должно быть произведено самостоятельно силами учреждения (предприятия) уголовно-исполнительной системы.
Стоит отметить, что согласно ст. 103 УИК РФ осужденные к лишению свободы привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Частью второй статьи 10 Закона N 5473-1 регламентировано, что для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.
Между тем, для соблюдения требования Закона о контрактной системе при закупке у единственного поставщика условия контракта должны предусматривать исполнение контракта непосредственно учреждением (предприятием) уголовноисполнительной системы.
Таким образом, предприятие уголовно-исполнительной системы не вправе самостоятельно использовать труд осужденных при осуществлении своей деятельности, поскольку лица, отбывающие наказание, могут привлекаться к труду только по решению территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний или руководителей исправительных учреждении при соблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении режима конвоирования, безопасности и режимных требований к указанным лицам.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 16.07.2020 N 309-ЭС20-10184 по делу N А07-11342/2019, закупка в порядке, установленном пунктом 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществляется в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, средством оплаты по которым являются средства бюджета, и предусматривает определенные преференции для государственной системы исполнения наказаний в случаях (по перечню), когда ее хозяйственные структуры и подразделения выступают производителями товаров, подрядчиками выполнения работ, исполнителями оказания услуг, предполагая непосредственное выполнение контракта силами учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Инспекцией установлено, что Подрядчик АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" расположен по адресу ул. Рихарда Зорге, д. 63, г. Уфа, а работы, предусмотренные Контрактом необходимо выполнить: г. Петровск, Саратовская область.
Согласно письменным пояснениям генерального директора АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" представленным в рамках рассмотрения дела N064/01/16635/2022 штатная численность обособленного подразделения в г. Саратов составляет 14 человек.
Таким образом, в силу режима содержания осужденных к лишению свободы, установленного действующим законодательством, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ", находясь в г. Уфа и не имея рабочей силы, которая может свободно передвигаться по территории между разными субъектами Российской Федерации, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не могло и не имело намерения лично выполнять работы на территории Саратовской области.
Данный факт подтверждается представленными АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" сведениями, согласно которым во исполнение Контракта АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ заключило договор субподряда от 12.04.2022 N 27/2022-1 с ООО "Дорожник" на сумму 7 209 553,50 руб.
Факт того, что участник АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" не планировало своими силами исполнять Контракт подтверждается размещенной 14.04.2022 в ЕИС информации о договоре N 50276966000220000230000 "Выполнение работ по благоустройству общественной территории в г. Петровск Саратовской области сквер "Сад Петра I" (капитальный ремонт)" плана закупки N 2210546663.
Стоит отметить, что присутствующий при проведении внеплановой проверки представитель Заказчика подтвердил, что ему при исполнении Контракта было известно о выполнении работ субподрядчиком.
Таким образом, фактически большая часть работ по контракту, заключенному на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" самостоятельно не выполнялась.
Согласно ч. 1 ст. 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта, при этом у подрядчика имеется корреспондирующая обязанность предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Из указанных норм следует, что Заказчик не лишен возможности контролировать, в том числе соблюдение АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" условия об осуществлении работ, предусмотренных Контрактом лично, так как указанное условие является основанием для заключения контракта по п.11 ч. 2 ст.93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик на стадии заключения контракта должен осознавать тот факт, что АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ" в силу специфики своей деятельности, не обладает возможностью осуществления лично всех работ, предусмотренных контрактом.
Согласно ст.3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе содержится явно выраженный законодательный запрет: запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, необоснованное заключение государственных контрактов с единственным поставщиком приводит к необоснованному ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены хозяйствующие субъекты, желающие получить доступ к такому товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
При этом Заказчик не представил доказательств невозможности проведения конкурентной закупки.
Учитывая изложенное, Инспекция Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика отсутствовали правовые основания осуществления закупки у единственного подрядчика, что противоречит положениям п.11 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данное обстоятельство содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС исполнение контракта прекращено связи с расторжением контракта по соглашению сторон.
Таким образом, Инспекция не имеет правовых оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать в действиях Заказчика Администрации Петровского муниципального района Саратовской области нарушение п. 11 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при при проведении закупки с единственным подрядчиком АО "ПУИС "УС-3 ФСИН РОССИИ".
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи сотсутствием оснований для его выдачи.
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченномудолжностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 ноября 2022 г. N 064/06/93-967/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022