Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (далее - Заказчик):,
ЗАО "БАЛАМА" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 28109-ЭП/22 от 01.11.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку респираторов и защитных костюмов для нужд ГО и ЧС ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002122000317) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100002122000317. Начальная (максимальная) цена контракта - 365 976, 59 рублей.
В жалобе ЗАО "БАЛАМА" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки.docx".
Согласно вышеуказанному документу Заказчиком установлены следующие требования к товарной позиции N 1 "Респиратор": Класс защиты фильтра респиратора: А, B, K, E.
Заявитель утверждает, что описание товаров является нестандартным, что ограничивает количество участников закупки.
Полумаски фильтрующие (респираторы) с дополнительной защитой от газов и паров (циклогексан, хлор, аммиак) входят в область распространения ПНСТ 284-2018.
Согласно ч. 5 и п. 9.1 ч. 9 ГОСТ 12.4.294-2015 в наименовании и маркировке полумаски (респиратора), обеспечивающей защиту от аэрозолей, должен быть указан класс эффективности фильтрации аэрозолей - FFP1 или FFP2, или FFP3.
Согласно п. 4.2.1 и п. 5.7.1 ПНСТ 284-2018 в наименовании и маркировке полумаски (респиратора), обеспечивающей защиту от аэрозолей с дополнительной защитой от газов и паров (циклогексан, хлор, аммиак), должен быть указан класс эффективности фильтрации аэрозолей - FFP1 или FFP2, или FFP3, а также указана марка фильтрующей эффективности газов и паров (А, В, Е, К - при обеспечении защиты от циклогексана, хлора, диоксида серы, аммиака).
В наименовании респиратора должны быть указаны конкретные марки газов и паров, соответствующие маркам А, В, Е, К.
Согласно приложению N 1 к ТР ТС 019/2011 фильтрующие полумаски отнесены к типу средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие ТР ТС 019/2011. Из приложения N 5 к ТР ТС 019/2011 следует, что фильтрующие полумаски включены в список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств-членов Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 5.4 ТР ТС 019/2011 подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям ТР ТС 019/2011 осуществляется в следующих формах:
1) декларирование соответствия;
2) сертификация.
Полумаски фильтрующие относятся ко второму классу по степени риска причинения вреда пользователю, следовательно, подлежат обязательной сертификации (пункт 5.5 ТР ТС 019/2011).
В соответствии с частью 3 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты, соответствие которых требованиям ТР ТС 019/2011 не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
Таким образом, фильтрующие полумаски подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 019/2011. В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется только после осуществления такого подтверждения соответствия. Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Сведения из Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии портала общих информационных ресурсов и открытых данных Евразийского экономического союза (https://portal.eaeunion.org/) и аналогичных реестров государств-членов Евразийского экономического союза позволяют определить модельный ряд фильтрующих полумасок, представленных на товарном рынке и соответствующих требованиям технического регулирования.
Вместе с тем, указанный реестр не содержит сведений о полумасках фильтрующих (респираторах), обеспечивающих защиту по маркам веществ А, В, Е, К.
Таким образом, Заказчиком установлено невыполнимое требование, что ограничивает количество участников закупки.
Надлежащее обоснование необходимости использования нестандартных требований в извещении об осуществлении закупки отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признана обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "БАЛАМА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 ноября 2022 г. N 44-3757/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022