Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Больница им. П.П. Кащенко" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Лялякина Алексея Александровича (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28208-ЭП/22 от 02.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий для клинико - диагностической лаборатории (наконечники полимерные для пипеточного дозатора, пробирка лабораторная пластиковая (немедицинская), лоток для хранения лабораторной посуды и принадлежностей) (извещение N 0372200094422000132),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий для клинико - диагностической лаборатории (наконечники полимерные для пипеточного дозатора, пробирка лабораторная пластиковая (немедицинская), лоток для хранения лабораторной посуды и принадлежностей) (извещение N 0372200094422000132) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 164 254,01 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Лялякин Алексей Александрович.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Лялякиным Алексеем Александровичем заключен государственный контракт N 0372200094422000132 от 21.06.2022 на сумму 157 683,77 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 14.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Лялякиным Алексеем Александровичем.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязался поставить в адрес СПб ГБУЗ "Больница им. П.П. Кащенко" изделия для клинико-диагностической лаборатории, а именно: наконечники полимерные для пипеточного дозатора, пробирка лабораторная пластиковая (немедицинская), лоток для хранения лабораторной посуды и принадлежностей.
В соответствии с п. 5.1. Контракта ИП Лялякин Алексей Александрович должен был поставить товар в течение 14 рабочих дней с момента заключения Контракта, т.е. в срок до 11.07.2022 (включительно).
12.07.2022 Заказчик направил Поставщику уведомление о не поставке товара с требованием в кратчайшие сроки поставить товар.
Согласно Товарной накладной N 424 от 25.07.2022 ИП Лялякин Алексей Александрович поставил товар (наконечники полимерные для пипеточного дозатора) на сумму 60 120,00 рублей, т.е. Поставщик осуществил поставку товара не полном объеме.
По состоянию на 14.10.2022 поставка пробирок лабораторных пластиковых (немедицинских), лотков для хранения лабораторной посуды и принадлежностей не осуществлена.
На основании изложенного, Заказчик принял решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.1.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Лялякиным Алексеем Александровичем устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Лялякина Алексея Александровича ходатайствовал о невключении его в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Действуя добросовестным образом, Поставщик незамедлительно приступил к исполнению обязательств по Контракту, в связи с чем, 22 .06.2022 заказал и оплатил медицинские изделия, предусмотренные Контрактом, что подтверждается соответствующим прилагаемым платежным документом.
Товар, приобретенный для исполнения Контракта, в установленные сроки на склад Поставщика не поступил.
При этом, медицинские изделия, предусмотренные Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) Участнику не поступили т.к. в связи с предельно-максимальной перегруженностью международных Российско-Китайских границ, возникла существенная задержка ввоза заказанного Товара на территорию Российской Федерации, и что привело к нарушению сроков исполнения обязательств по Контракту.
С учетом информации логистической компании, ООО "Меркатор Медика" гарантировал доставку медицинских изделий на склад Поставщика не позднее 20.07.2022.
Во исполнение обязанности, предусмотренной п. 3.1.3. Контракта ИП Лялякин Алексей Александрович написал о вышеизложенных обстоятельствах Заказчику письмо N 97 от 08.07.2022 с просьбой предоставить отсрочку поставки Товара до 20.07.2022.
Одновременно, понимая, что Поставщиком допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ИП Лялякин Алексей Александрович изыскал дополнительные источники и на 25.07.2022 организовал в адрес Заказчика отгрузку медицинских изделий на общую сумму 60 120,00 рублей.
Поставленный Товар принят без разногласий, оплачен в полном объеме.
Учитывая те обстоятельства, что поставка медицинских изделий, заказанных в ООО "Меркатор Медика" задерживалась, Поставщик приступил к поиску аналогичного Товара у альтернативных поставщиков, в том числе в ООО "НикоФарм" и ИП Никитиной Л.В.
Так, от ООО "НикоФарм" и ИП Никитиной Л.В. в адрес ИП Лялякина Алексея Александровича были направлены письма, содержащие в себе сведения о поставке Товара не ранее конца 03.10.2022 и 10.10. 2022 соответственно.
Более того, в августе 2022 года от ООО "Меркатор Медика" поступило в адрес ИП Лялякина Алексея Александровича письмо с содержанием, информации о продолжающейся задержке поставки груза ввиду удержания его на Российско-Китайской границе.
Учитывая не простую ситуацию, 01.09.2022 ИП Лялякин Алексей Александрович обратился в адрес Заказчика с письмом N 179 о предложении поставить аналогичный позиции 3 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) по техническим и функциональным характеристикам Товар: Пробирка центрифужная коническая П3Ц-16-100-ПП стерильная или нестерильная, РУ - ФСР 2011/10723 от 14.06.2019, с улучшенными характеристиками, изложенными в указанном письме.
Однако, Заказчик отказался от замены указанного Товара.
В дополнение к сказанному, Поставщик 17.10.2022 путем привлечения транспортной компании ООО "СДЭК" оформил срочную отгрузку Товара на сумму 10 343,77 рублей.
Однако, Заказчик заключением о поставке Товара от 28.10.2022 отказался от приемки Товара ввиду того, что лотки, поставленные Поставщиком, имеют горизонтальную установку стекол, а не вертикальную.
Данная претензия незамедлительно была направлена в компанию МиниМед, которая указала, что поставленный Товар имеет, именно вертикальную установку стекол и в полном объеме соответствует техническому описанию Контракта.
Далее, Заказчик по электронной почте направил Поставщику образец, лотков, подлежащих поставке, однако, ни документации о закупке, ни заключенном Контракте данный образец отсутствует.
Таким образом, недопоставленной осталась только позиция N 3 Спецификации к Контракту, замену которой, Поставщик предлагал в сентябре 2022 года.
Заказанный по Контакту Товар был доставлен на склад Поставщика только 08.11.2022.
ИП Лялякин Алексей Александрович незамедлительно известил об этом СПб ГБУЗ "Больница им. П.П. Кащенко" по электронной почте и готовности отправить Товар в полном объеме.
Заказчик, в письме N 958 от 08.11.2022 отказался от приемки Товара ввиду вступления в силу одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенного следует, что Поставщик исполнял свои обязательства по Контракту допуская, при этом, просрочку поставки Товара по обстоятельствам, не зависящим от воли ИП Лялякина Алексея Александровича (задержка медицинских изделий на Российско-Китайских границе, антироссийские санкции).
Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, а напротив выполнял принятые обязательства.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Лялякина Алексея Александровича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Лялякина Алексея Александровича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Лялякина Алексея Александровича (ИНН: 590420598793) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 ноября 2022 г. N РНП-78-1400/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022