Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГУ - Санкт-Петербургское РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителя ООО "МеталлЭксперт" (далее - Участник, Исполнитель): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28334-ЭП/22 от 03.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ в 2022 году по изготовлению протезов нижних конечностей, чехлов и косметической оболочки на протезы нижних конечностей для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (извещение N 0272100000122000105),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ в 2022 году по изготовлению протезов нижних конечностей, чехлов и косметической оболочки на протезы нижних конечностей для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (извещение N 0272100000122000105) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 848 926,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МеталлЭксперт".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МеталлЭксперт" заключен государственный контракт N Ф.2022/252 от 15.06.2022 на сумму 1 780 578,64 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МеталлЭксперт".
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
В нарушение п. 1.1. Контракта Исполнителем не изготовлены протезы нижних конечностей для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сроки, определенные в пункте 2.2. Контракта, а именно: "со дня заключения Контракта, и до "01" сентября 2022 года (включительно)".
По состоянию на 20.10.2022 Исполнителем в нарушение п. 4.1.2. Контракта, структурированный документ о приемке в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона от о контрактной системе в единой информационной системе не размещался.
В адрес Исполнителя региональным отделением направлялись письма для уточнения информации об изготовлении протезов нижних конечностей, ответы на которые получены не были (исходящие письма от 28.07.2022 N 04-17/7804-5779; от 26.09.2022 N 04-17/7804-7276).
В связи с необеспечением пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний протезами нижних конечностей согласно п. 1.1. Контракта, в сроки, установленные п. 2.2. Контракта, а также учитывая то, что 30.09.2022 истек срок для осуществления взаиморасчетов по Контракту (п. 2.2. Контракта), и п. 4.4.4 Контракта фиксировано право Заказчика не принимать и не оплачивать изделия, изготовленные Исполнителем в нарушение установленного Контрактом срока выполнения работ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "МеталлЭксперт".
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.10.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МеталлЭксперт" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ООО "МеталлЭксперт" пояснил следующее.
21.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, с которым ООО "МеталлЭксперт" не согласно. Однако, данное решение не получено ООО "МеталлЭксперт", о его существовании стало известно после получения уведомления контрольного органа.
За время действия Контракта ООО "МеталлЭксперт" выдало 3 изделия на 292 566,47 рублей, направленные на оплату, которые до настоящего времени не оплачены Заказчиком. Кроме того, в процессе исполнения обязательства часть получателей отказалась от получения изделий, до части не удалось дозвониться, в частности 2 получателя по обеспечению 4 изделиями на 910 545,63 рублей, о чем Заказчик извещался.
Всего Заказчиком за период действия Контракта предоставлено сведения о необходимости изготовления 7 изделий на сумму 1 203 112,10 рублей. Таким образом, Исполнителем обработаны на 100% сведения по получателям, предоставленных Заказчиком. Иных сведений о необходимости обеспечения получателей в нарушение условий контракта не поступало. Содействия со стороны Заказчика в решении вопросов с отказниками получателей не последовало до настоящего времени.
Указанные в решении от 21.10.2022 нарушения со стороны Исполнителя, отсутствовали, что служило основанием для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, но Заказчик не выполнил данные действия.
Таким образом, у Исполнителя не было умысла на уклонение исполнения контракта, так как обувь замеряется, изготавливается и выдается. Нарушение сроков исполнения Контракта вызвано объективными причинами, на которые при всей должной мере осмотрительности ООО "МеталлЭксперт" никак не могло повлиять, так как произошла задержка в поставке импортных комплектующих, из недружественных стран, применивших санкции к России.
По мнению Участника, Заказчик нарушил десятидневный срок, предоставленный Поставщику для устранения нарушений, фактически намеренно уклонившись от приемки, что в соответствии с Письмом ФАС России от 28.03.2014 N И А/11604/14 является однозначным основанием для невключения в реестр недобросовестных поставщиков. Неправомерные действия Заказчика по порядку уведомления Участника о принятом решении, фактически лишили Исполнителя 10-дневного срока на устранение якобы допущенных нарушений.
На момент обращения Заказчика в контрольный орган решение об одностороннем отказе от заключения контракта от 21.10.2022 не вступило в законную силу, поскольку в отсутствии в десятидневный срок после приятия решения в адрес Заказчика полупили сведения, подтверждающие исполнение контакта.
Кроме того, решение Заказчика от 21.10.2022 принято после истечения срока Контракта 30.09.2022, установленного п. 2.2. Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На основании ч. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
С учетом изложенного, обязательство прекратило действие 30.09.2022 и его расторжение за пределами срока действия является недействительным, поскольку после даты окончания срока действия договора, он прекратил существование.
Также необходимо учитывать деятельность Участника в рамках иных обязательств.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком ООО "МеталлЭксперт" была осуществлена поставка не в полном объеме и без сопроводительных документов, что свидетельствует о недобросовестности Участника при исполнении условий Контракта.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "МеталлЭксперт" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МеталлЭксперт" (600016, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Погодина, д. 5Г, эт. 2, оф. 10), ИНН: 3328022057; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Чувилин Илья Станиславович, ИНН: 332714210533, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "МеталлЭксперт" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.11.22 |
09.11.22 |
03.11.22 |
0 |
03.11.22 |
11.11.22 |
10.11.22 |
0 |
15.11.22 |
15.11.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2022 г. N РНП-78-1406/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022