Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 28310-ЭП/22 от 03.11.2022) на действия комиссии по осуществлению закупок ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на изготовление и поставка новогодних подарков для нужд ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" в 2022 году (извещение N 0372200108222000159) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200108222000159. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 042 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Таким образом, в зависимости от своих потребностей Заказчик в извещении об электронном аукционе вправе включить такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, в связи с чем заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. При этом как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее - Обзор) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Законодательство о контрактной системе не устанавливает порядок определения и присвоения кодов ОКПД2. Поскольку выбранные заказчиком коды ОКПД2 не включены в Приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н условие о применении преференций отсутствует в документации.
Согласно извещению об осуществлении и документации электронного аукциона N 0372200108222000159 объектом закупки является Изготовление и поставка новогодних подарков для нужд ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" в 2022 году, а именно:
КОД ПОЗИЦИИ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО ОКПД2, КТРУ |
ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ |
КОЛИЧЕСТВО (ОБЪЕМ РАБОТЫ, УСЛУГИ) |
ЦЕНА ЗА ЕД., |
СТОИМОСТЬ, |
|||||
32.99.51.119 |
Изделия для новогодних и рождественских праздников прочие |
Штука |
3 000,00 |
514,00 |
1 542 000,00 |
|||||
32.99.51.119 |
Изделия для новогодних и рождетвенских праздников прочие |
Штука |
11 000,00 |
500,00 |
5 500 000,00 |
Таким образом Заказчик исходил из своих потребностей и определил код ОКПД 2 как для изделий для новогодних праздников.
Предложенный код ОКПД2 Заявителем 10.82.23 не отражает предмет закупки и потребность Заказчика, так как код ОКПД2 10.82.23 изделия кондитерские сахаристые (включая белый шоколад), не содержат какао, Заказчиком к составу новогоднего набора установлены следующие характеристики:
Nп/п |
Наименование товара |
Характеристика товара |
Ед. |
Кол-во |
изм. | ||||
1. |
Новогодний подарок тип 1 |
1. Сумка поясная Размер: 23x11x8 см, длина ремня в диапазоне 64 см-98 см Материал: должен быть полиэстер 600D, имеющий водоотталкивающую пропитку Цвет должен быть синий Запас в длине ремня позволяет носить сумку как на поясе, так и через плечо или на груди. Основное отделение должно быть на молнии Регулируемый ремень из стропы, регулируется по ширине пояса. Фурнитура должна быть пластиковая. Застежка - фастекс 2. Пакет подарочный Полиэтиленовый пакет (ПВД полиэтилен высокого давления) с вырубной укрепленной ручкой (горячий рейтер) Размер пакета: не менее 300х400мм + закладное дно 3 см Цвет пакета должен быть синий Толщина пленки не менее 70 микрон Нанесение цвета: 1+0 Рисунок: векторное изображение предоставляется Заказчиком в течение 3-х календарных дней со дня заключения контракта 3. Пастила Должно быть изделие кондитерское пастильное. Состав: яблоки, яичный белок. Содержит сахара природного (естественного) происхождения. Пищевая ценность (средние значения) в 100г продукта: белки - не менее 4,0 г; углеводы - не менее 65,0 г. Энергетическая ценность (средние значения) в 100г продукта: не менее 1150 кДж/275 ккал. Масса нетто: не менее 100г Размер упаковки: не менее 140х70х55 мм Упаковка: картонная коробка с цветной печатью и информационным блоком Изготовителя. Поставщик обязан иметь на весь поставляемый Товар сертификаты, подтверждающие качество товара ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 4. Обечайка Материал: картон мелованный плотностью не менее 275 гр/м2. Упаковка должна быть предназначена для упаковки пастилы Размер: в соответствии с размерами упаковки пастилы производителя Печать 4+0 Рисунок: изображение предоставляется Заказчиком в течение 3-х календарных дней со дня заключения контракта Должна быть дополнительная обработка: 4 бига и скотч двухсторонний (толщина не менее 1 см) для соединения по кругу. |
шт. |
11000 |
2. |
Новогодний подарок тип 2 |
1. Мешок универсальный Размер: не менее 35х43 см Материал: полиэстер Oxford 210 D или эквивалент, имеющий водоотталкивающую пропитку с внутренней стороны. Ткань должна быть прочная, изначально ткань должна быть белая На ткань мешка должен быть нанесен рисунок разноцветный, макет рисунка предоставляется заказчиком в течение 3-х календарных дней со дня заключения контракта. Оснащен лямками из плетеного жгута (толщиной не менее 4 не более 6 мм, цвет по согласованию с Заказчиком) и утяжкой по верху. Максимальная нагрузка не менее 8 кг не более 8,5 кг Напечатанное на мешке изображение на весь срок гарантии должно оставаться мягким, без ощутимого красочного слоя, не потрескаться, не потускнеть и не полинять. Используемые красители должны иметь сертификат безопасности, соответствующий требованиям к производству детской одежды STANDARD 100 by OEKO-TEXR. 2. Пастила Должно быть изделие кондитерское пастильное. Состав: яблоки, яичный белок. Содержит сахара природного (естественного) происхождения. Пищевая ценность (средние значения) в 100г продукта: белки - не менее 4,0 г; углеводы - не менее 65,0 г. Энергетическая ценность (средние значения) в 100г продукта: не менее 1150 кДж/275 ккал. Масса нетто: не менее 100г Размер упаковки: не менее 140х70х55 мм Упаковка: картонная коробка с цветной печатью и информационным блоком Изготовителя. Поставщик обязан иметь на весь поставляемый Товар сертификаты, подтверждающие качество товара ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 3. Обечайка Материал: картон мелованный плотностью не менее 275 гр/м2. Упаковка должна быть предназначена для упаковки пастилы Размер: в соответствии с размерами упаковки пастилы производителя Печать 4+0 Рисунок: изображение предоставляется Заказчиком в течение 3-х календарных дней со дня заключения контракта Должна быть дополнительная обработка: 4 бига и скотч двухсторонний (толщина не менее 1 см) для соединения по кругу. |
шт. |
3000 |
Учитывая изложенное считаем, что Заказчик правомерно определил код ОКПД2 (исходя из потребности), планируя к приобретению новогодние подарочные наборы, а не отдельные товары. И в Извещении установлен код ОКПД 2 именно для набора.
В Извещении установлен код ОКПД 2 - 32.99.51.119 "Изделия для новогодних и рождественских праздников прочие", который не включен в перечень, определенный приложением N 1 Приказа N 126н.
Следовательно, Заказчик определил код ОКПД 2, как наиболее подходящий по объекту закупки, исходя из своих потребностей, в связи с чем, Заказчиком правомерно не установлены условия допуска к участникам аукциона в соответствии с Приказом N 126н.
Также заявитель в нарушение части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе не указал на то, каким образом действия заказчика нарушают его законные права и интересы.
Обращаем внимание комиссии антимонопольного органа на то, что заявитель - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" - не имеет ни одного контракта или договора, заключённого в соответствии с положениями 44-ФЗ или 223-ФЗ. Согласно данным ЕИС, за 2022 год было подано 923 жалобы в региональные управления ФАС по всей России (отчет по организации прилагается).
При этом на ЕИС отсутствует какая-либо информация о подаче ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" хоть одной заявки на участие в какой-либо закупке.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2022 г. N 44-3772/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022