Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (далее - Заказчик):
ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28327-ЭП/22 от 03.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку запасных частей к средствам малой механизации (извещение N 0372200070822000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку запасных частей к средствам малой механизации (извещение N 0372200070822000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 83 079,39 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" заключен государственный контракт N 131 от 16.08.2022 на сумму 83 079,39 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
8.4.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. вт. ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
8.4.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку запасных частей к средствам малой механизации (далее - Товар) одной партией с даты заключения Контракта по 15.09.2022 (включительно), с 09-00 до 16-00 по рабочим дням (по заявке Заказчика) (п. 4.3 Контракта).
Согласно п. 4.3 Контракта, заявка составляется в письменной форме. Заказчик направляет Поставщику заявку на поставку товара не позднее, чем за 5 рабочих дней до планируемой даты поставки. Срок исполнения заявки - 5 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
Заявка на поставку Товара была направлена Заказчиком в адрес Участника 02.09.2022 (исх. N 840).
Однако, в нарушение условий Контракта обязательства надлежащим образом не были исполнены Участником, Товар в установленный Контрактом срок не поставлен.
Согласно п. 2.1.1 Контракта, Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения Поставщиком обязательств в соответствии с условиями Контракта.
19.09.2022 в адрес Участника была выставлена претензия (требование) N 913 с установлением срока поставки Товара до 30.09.2022. Но в данный установленный претензией срок поставка Товара не была осуществлена.
03.10.2022 в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо б/н, в котором Участник сообщил, что невозможно поставить Товар в установленные сроки, но гарантировал до 14.10.2022 поставить Товар, соответствующий по качеству, требованиям и нормам действующего законодательства.
В ответ на данное гарантийное письмо, Заказчиком 04.10.2022 в адрес Участника была выставлена претензия (требование) N 993 с установлением срока поставки до 14.10.2022.
Однако, по состоянию на 18.10.2022 обязательства по Контракту так и не были исполнены Участником, Товар не поставлен. Таким образом, Участник неоднократно нарушил сроки поставки Товара.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4.1 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В описании объекта закупки к Аукциону содержатся сведения о наименовании товара, его функциональных, технических, качественных характеристиках, количестве товара, а также указано, что закупаются запасные детали для бензопил STIHL.
В силу п. 5 раздела 2 требований к содержанию и к составу заявки (инструкции по заполнению заявки) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в "Описание объекта закупки" в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В первой части заявки ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" было указано, что предлагается товар со страной происхождения - Россия, приспособленные для бензопил и иных механизированных средств STIHL. При этом указаны конкретные показатели поставляемого товара.
При этом на сайте официального дилера STIHL указано, что страной происхождения товара производства STIHL является Германия. Данная продукция поставляется с указанием товарного знака STIHL. Товарный знак STIHL зарегистрирован под номером 01850/01466-002/ТЗ-100211. В Российской Федерации отсутствует производство товаров товарного знака STIHL; производство размещено на территории Германии, США, Бразилии, Швейцарии, Австрии, Китае.
Таким образом, на момент рассмотрения заявок Заказчик имел сведения о том, что предлагается товар не товарного знака STIHL и мог отклонить заявку в связи с несоответствием требованиям извещения и описания объекта закупки.
Вместе с тем, товар, соответствующий требованиям документации о закупке и условиям Контракта, должен был быть принят Заказчиком в рамках поставки.
09.09.2022 Участник направил Заказчику Товар, запланированный для поставки. Однако Заказчик отказался принимать Товар и подписывать товарные накладные.
13.09.2022 Участник предложил Заказчику заключить дополнительное соглашение с указанием улучшенных характеристик товара.
20.09.2022 Заказчик письмом N 916 отказался от улучшения характеристик товара, отметив, что требуется товар с характеристиками, указанными в Контракте.
18.10.2022 Участник по причине невозможности поставки ряда позиций товара, предусмотренного Контрактом, имеющего товарный знак STIHL, предложил Заказчик расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
В силу положений статьи 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из логического толкования указанной нормы, Заказчик был управомочен при закупке запасных частей указать на использование конкретного товарного знака. Однако товарный знак указан не был в описании объекта закупки. Указано на необходимость поставки запасных частей для конкретного товарного знака.
В соответствии с п. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
В силу п. 1 ст. 466 ГК РФ, если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Поскольку, по мнению Участника, поставленный Товар по своим характеристикам соответствовал потребности Заказчика, Участник полагал, что Заказчик обязан принять поставленный товар и оплатить его стоимость.
Также представитель Участника сообщил, что поставка продукции STIHL приостановлена, что подтверждается письмом официального дилера, в связи с чем ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" не могло заменить предложенный товар на товар производства STIHL.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил. Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС", ИНН: 5903146352; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Данилова Яна Вячеславовна, ИНН: 590317630250, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СУПЕРНОВА ПЛЮС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.11.22 |
07.11.22 |
03.11.22 |
0 |
03.11.22 |
11.11.22 |
10.11.22 |
0 |
15.11.22 |
15.11.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 ноября 2022 г. N РНП-78-1414/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2022