Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Крупенкова Дмитрия Витальевича (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 28591-ЭП/22 от 08.11.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку металлодетекторов для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200030422000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку металлодетекторов для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200030422000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 470 000,01 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2022 NИЗК1 победителем Аукциона признан ИП Крупенков Д.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Крупенковым Д.В. заключен государственный контракт N 533-54/22 от 26.09.2022 на сумму 468 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.10.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Крупенковым Д.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку металлодетекторов для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар) по адресам: 195112, Санкт-Петербург, Перевозный пер., д. 19, лит. А; Санкт-Петербург, ул. Таллинская, д. 21; Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д. 31 (далее - Место доставки) в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявки от Заказчика (п. 3.1 Контракта).
26.09.2022 в адрес Участника была направлена заявка на поставку Товара (исх. N 368-3) по адресам: 195112, Санкт-Петербург, Перевозный пер., д. 19, лит. А; Санкт-Петербург, ул. Таллинская, д. 21; Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д. 31.
11.10.2022 между сторонами Контракта было заключено Дополнительное соглашение на поставку Товара с улучшенными характеристиками.
В соответствии с дополнительным соглашением Заказчик 14.10.2022 направил Участнику заявку на поставку Товара с улучшенными характеристиками.
Однако, по состоянию на 18.10.2022 Участник не осуществил поставку Товара, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.10.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Крупенковым Д.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.11.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
В соответствии со Спецификацией (Приложение к Контракту) предметом Контракта является поставка продукции "Металлодетектор арочный "RADARPLUS Model СТ".
Пунктом 11.1. Контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 31.12.2022. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.
27.09.2022 на электронную почту d.crupenkov@yandex.ru от Заказчика поступила заявка о необходимости поставки Товара с указанием срока поставки товара 06.10.2022.
Данный срок противоречит п. 3.1 Контракта, согласно которому срок установлен 10 рабочих дней с момента поступления заявки, то есть срок поставки истекал 11.10.2022.
07.10.2022, то есть до истечения установленного срока, в адрес Участника поступила претензия о нарушении срока поставки Товара в соответствии с заявкой и требованием поставить Товар до 10.10.2022. То есть Заказчик продлил срок поставки Товара, однако такой срок менее регламентированного срока. При таких обстоятельствах нельзя квалифицировать такие действия как неоднократные нарушения срока поставки.
По словам представителя Участника, Товар не был поставлен в срок до 11.10.2022 в связи со сложностями производственного цикла и задержками отгрузки со стороны производителя, что подтверждается письмом производителя. Кроме того, производитель предложил Участнику отгрузить металлодетектор с улучшенными характеристиками, о чем Заказчик был проинформирован 07.10.2022, а также официальным письмом от 10.10.2022.
11.10.2022 между сторонами было заключено Дополнительное соглашение, согласно которому в поставляемом оборудовании (металлодетектор арочный "RADAR PLUS Model СТ") функция "Количество независимых зон обнаружения - 2,4" заменена на функцию "Количество независимых зон обнаружения - 6,12", что является улучшенной характеристикой.
Таким образом, до истечения регламентированного срока поставки Товара по первой заявке (11.10.2022) стороны заключили Дополнительное соглашение о поставке Товара с иными характеристиками.
Заключением дополнительного соглашения исключается возможность поставки Товара по первой заявке, т.к. такой Товар не соответствует действующей редакции Контракта, что признают стороны, заключая Дополнительное соглашение.
14.10.2022 в адрес Участника поступила заявка о поставке Товара в соответствии с Дополнительным соглашением с улучшенными характеристиками, срок поставки Товара - 18.10.2022. Как указано ранее, в силу п. 3.1 Контракта Заказчик не вправе указывать в заявке срок поставки Товара, такой срок составляет 10 рабочих дней, то есть истекает 28.10.2022.
14.10.2022 в адрес Заказчика было направлено электронное письмо с уведомлением об отправке Товара.
Тем не менее 18.10.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.10.2022 в адрес Заказчика был поставлен Металлодетектор арочный "RADAR PLUS Model СТ" в количестве трех штук в соответствии с условиями Контракта.
27.10.2022 от Заказчика поступила информация о порядке и сроке монтажных работ: "Понедельник - Новочеркасский пр., д. 31, затем сразу - Перевозный 19, затем сразу - Таллинская 21".
Однако, 31.10.2022 монтаж был произведен только по одному адресу Новочеркасский пр., д. 31, по другим адресам сотрудники ИП Крупенкова Д.В. не были допущены на объекты Заказчика для проведения монтажных работ.
01.11.2022 от Заказчика в адрес Участника поступило письмо, в котором было указано, что по предварительному осмотру Товара установлено расхождение с Контрактом (несоответствие длины, высоты - отклонение 30 мм, а также отсутствие параметра: пылевлагозащищенного покрытия корпуса).
Представитель Участника полагает, что доводы Заказчика являются незаконными и необоснованными, что подтверждается письмом производителя Товара и сопроводительными документами на Товар, согласно которым поставленный Товар имеет технические характеристики, соответствующие Контракту, в том числе по длине, высоте и пылевлагозащите).
С учетом установленной п. 5 ст. 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477 ГК РФ надлежащее качество поставленного товара в отсутствие доводов покупателя об ином предполагается (презюмируется).
Заявляя о некачественности переданного товара, покупатель в силу статей 9, 65 АПК РФ несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
Доводы Заказчика фактически сводились к тому, что он отказывается принимать товар лишь на основании предварительного осмотра, без каких-либо подтверждающих документов (фотофиксации, заключения экспертов, вызова представителя ИП Крупенкова Д.В.).
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
При таких обстоятельствах, когда заказчик уклоняется от принятия поставленного товара в отсутствие правовых оснований, решение об одностороннем отказе должно быть заказчиком отменено в силу прямого указания закона.
10.11.2022 в адрес Заказчика была направлена претензия с требованием отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принять Товар.
Однако, по словам представителя Участника, все претензии Участника были проигнорированы Заказчиком, Товар им не принят.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Крупенкова Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Заказчик на заседание Комиссии УФАС представил Заключение эксперта N 825/ЭТ-22, согласно которому Арочные металлодетекторы "RADAR PLUS Model СТ" по техническим характеристикам, конструктивным особенностям, размерам и маркировке, не соответствуют показателям Спецификации (Приложение к Контракту).
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Крупенкова Дмитрия Витальевича, ИНН: 744406464397, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Крупенкова Дмитрия Витальевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
07.11.22 |
09.11.22 |
08.11.22 |
0 |
08.11.22 |
15.11.22 |
15.11.22 |
0 |
18.11.22 |
18.11.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 ноября 2022 г. N РНП-78-1434/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022