Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного казенного учреждения "Центр занятости населения по городу Черкесску" (далее - заказчик) действующей на основании доверенности Nб/н от 10.01.2022;
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Чащиной М.Е. (далее - Заявитель, ИП Чащина М.Е.) действующего на основании доверенности N2 от 24.08.2022,
в отсутствии Управление Карачаево - Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченый орган) надлежащим образом извещенных уведомлением N2648-1/4 от 03.11.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Чащиной М.Е., рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0179200001922000549 "Приобретение сплит-систем в рамках повышения эффективности службы занятости" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Чащиной Марии Евгеньевны на действия Заказчика при проведении аукциона. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. Заказчиком при описании объекта закупки не соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчиком в проекте контракта установлены избыточные требования о монтаже оборудования.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которому, с доводами жалобы они не согласны, считают, что при описании объекта закупки действовали в соответствии с действующим законодательством.
Рассмотрение жалобы ИП Чащиной М.Е. Комиссией состоялось 09 ноября 2022 года и 10 ноября 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Чащиной М.Е., проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей Заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
31.10.2022 в 16:58 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179200001922000549 "Приобретение сплит-систем в рамках повышения эффективности службы занятости" (извещение о проведении аукциона - 31.10.2022 в 16:58 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 915 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 31.10.2022 16:58 (МСК), Дата и время окончания срока подачи заявок - 08.11.2022 09:00 (МСК), Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.11.2022, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.11.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе, единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В отношении закупаемых товаров Заказчиком указан в извещении код ОКПД2 28.25.12.130 "Кондиционеры бытовые".
Вместе с тем закупаемому товару соответствует позиция каталога товаров, работ и услуг 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
Заказчиком в техническом задании установлены технические и качественные характеристики к товару:
Наименование |
Характеристика |
ОКПД2 |
Кол - во (шт) |
Страна происхождения |
Сплит-система |
тип кондиционера: сплит-система тип внутреннего блока: настенный производительность охлаждения кВт: 2,638 производительность нагрева кВт: 2,650 режим работы кондиционера: охлаждение / обогрев режим приточной вентиляции: нет потребляемая мощность кВт: 0,821/0,763 уровень шума внутреннего блока дБ: 40/38/35/27 тип управления: ик пульт Производительность холод/тепло - 2638/2650 Вт Установка комфортной температуры в помещении по месту нахождения пульта ДУ. |
28.25.12.130 |
3шт. |
|
Сплит-система |
тип кондиционера: сплит-система тип внутреннего блока: настенный производительность охлаждения кВт: 3,25 производительность нагрева кВт: 3,4 режим работы кондиционера: охлаждение / обогрев режим приточной вентиляции: нет потребляемая мощность кВт: 1,012/0,94 уровень шума внутреннего блока дБ: 42/39/36/33 тип управления: ик пульт Производительность холод/тепло - 3250/3400 Вт Функция I FEEL - Повышенная пожаробезопасность |
28.25.12.130 |
5шт. |
|
Сплит-система |
ип кондиционера: сплит-система тип внутреннего блока: настенный производительность охлаждения кВт: 4,8 производительность нагрева кВт: 5,3 режим работы кондиционера: охлаждение / обогрев режим приточной вентиляции: нет потребляемая мощность кВт: 1,468/1,5 уровень шума внутреннего блока дБ: 43/38/34/31 тип управления: ик пульт Производительность холод/тепло - 4800/5300 Вт Функция I FEEL. - Режим ожидания. - Режим комфортного сна. - Предварительный нагрев. - Светодиодный дисплей. - Осушение. - Таймер. - Мультискоростной режим. С - Турбо. - Система самодиагностики. - Управление жалюзи - Энергосберегающий режим. - Автоматическое управление. - Режим вентиляции. - Автоматический режим вентилятора. - Эффективная защита от плесени. . - +43oC. Эффективная работа на охлаждение при температуре воздуха +43oС. - Монолитное основание корпуса. Антикоррозионное покрытие теплообменника. - Высокоэффективный и тихий вентилятор. |
28.25.12.130 |
3шт. |
|
Согласно требованиям, указанным в техническом задании Заказчиком установлен ряд дополнительных показателей, не предусмотренных позицией КТРУ 28.25.12.130-00000010.
При этом, по позициям "Сплит-система" Заказчиком не приведены обоснования установления дополнительных характеристик к товару.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования ч.6 ст.23, ч.2 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, при поставке слит-систем требуются монтажные работы, которые должны проводится при определенных погодных условиях.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Техническом задании Заказчиком установлено:
Гарантийный срок устанавливается в соответствии с заявкой участника и должен составлять 12 месяцев с даты подписания документа о приемке. Поставщик на период гарантийного срока оказывает весь комплекс бесплатных услуг:
- по гарантийному ремонту сплит-систем; устранение недостатков, транспортные услуги по доставке сплит-систем до предприятий, осуществляющих ремонт, и обратно.
Первоначальная диагностика неисправностей, мелкий ремонт и замена комплектующих должна производиться с выездом специалиста на место установки сплит-систем в течение 24 (двадцати четырех) часов после уведомления по телефону, электронной почте или факсимильной связи.
В период гарантийного срока Поставщик обязуется за свой счет производить гарантийный ремонт.
Установка включает в себя:
- установку внутреннего блока сплит-системы на специальном кронштейне, закрепленном к несущим конструкциям здания на высоте более трех метров и наружного блока закрепленного на фундаменте здания;
- соединение их между собой медными трубами соответствующего диаметра и прокладкой сигнальных проводов и кабелей электропитания;
- установку электрического щита в щитовой комнате здания, рассчитать сечение и проложить электрические кабеля питания от электрического щита к наружным блокам сплит-систем в гофре и кабель-каналах по стенам здания;
- установка и подключение автоматов соответствующей мощности, подключение сплит-систем к питанию от электрического щита;
- установка защитных ограждений, исключающих механические повреждения внутренних блоков сплит-систем .
- пробитие отверстий в стенах и перегородках здания для прокладки коммуникаций.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России при изучении документов, пришла к следующему выводу, согласно п.4.1.6 Проекта Контракта поставщик осуществляет монтаж и наладку товара, при этом в п.5.4 Проекта Контракта установлен гарантийный срок на Товар который составляет 12 месяцев с даты подписания документа о приемке.
Таким образом довод Заявителя не нашел свое подтверждение, так как Поставщику представляется возможным в течении гарантированного срока провести диагностику работы сплит-систем при температуре наружного воздуха от -7 до +43 градусов Цельсия.
При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
3. По позициям "Сплит-система" N1, N2, N3 Заказчиком установлены показатели, которые могут быть известны после проведения испытаний определенной партии товара, в том числе:
- Уровень шума внутреннего блока дБ;
- Уровень шума наружного блока;
- Эффективная работа на охлаждение при температуре воздуха +43°.
- Эффективная работа на обогрев при температуре воздуха -7° без использования низкотемпературного комплекта.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, действия Заказчика нарушают, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме N0179200001922000549 установлен следующий срок исполнения контракта: "Срок начала исполнения - 21.11.2022, срок окончания исполнения - 09.12.2022".
При этом в п.1.3 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "с момента заключения контракта по 09 декабря 2022 г., точные сроки согласовываются Заказчиком с Исполнителем при заключении контракта".
С учетом вышеизложенного не представляется возможным установить надлежащую дату заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в части установления сроков выполнения работ противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с решением Заказчика об отмене закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. обоснованной в части.
2. Признать в действиях Республиканского государственного казенного учреждения "Центр занятости населения по городу Черкесску" ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п. 8 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что закупка отменена.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 10 ноября 2022 г. N 009/06/106-108/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022