Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Михалева Н.А.,
от ИП Карибова Р.В. - Булавин М.В., Косолапова Н.А.
от ООО "Южно-Уральский Центр Снабжения" - Суворин Ю.Г., Зонов С.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Карибова Р.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая специализированная клиническая инфекционная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200035422000175 Поставка медицинских изделий (шприцевой насос), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Заявитель обжалует действия заказчика в части отклонения заявки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ИП Карибова Р.В., выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В жалобе заявителя указано, что им подана заявка на участие в рассматриваемой закупке. Однако, аукционной комиссией заказчика было принято неправомерное решение об отклонении заявки заявителя по основанию, указанному в протоколе подведения итогов.
В силу ч. 49 Закона N44-ФЗ Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протокола подведения итогов от 07.11.2022 г, заявка ИП Карибова Р.В. отклонена на основании: п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с Приложением N 1 извещения о проведении закупки "Описание объекта закупки" заказчику требуется товар с объемом шприца: "2 - 60 (см[3*];^мл)". Участником закупки в заявке предложен товар с объемом шприца: "5 - 60 (см[3*];^мл)".
При этом, как установила комиссия, Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования).
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования предусмотрено, что КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
В соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1 к извещению о проведении закупки) о проведении электронного аукциона Заказчику к поставке требуется Насос шприцевой. Код КТРУ 32.50.13.160-00000001.
Описание медицинского изделия в соответствии кодом КТРУ, согласно каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержит в себе следующую информацию: "Электросетевое (переменного тока) устройство для высокоточного (по дозировке и скорости инфузии) вливания лекарственных или физиологических растворов. Благодаря крайне низким предустановкам скорости инфузии (порядка 0,1 мл/ч) находит широкое применение в неонаталогии, ранней педиатрии и реаниматологии, где чаще всего требуются длительные медленные вливания лекарственных препаратов и/или физиологических растворов. Может применяться также и для эпидуральной анестезии. Обычно оснащается встроенными аккумуляторными батареями, обеспечивающими продолжение работы устройства в случае отключения электричества или при использовании его в машинах скорой помощи_. Объем шприца (характеристика является обязательной для применения): 2 и
60 Кубический сантиметр;^миллилитр.
Исходя из описания товара, содержащегося в каталоге КТРУ, в шприцевом насосе могут быть применены шприцы объемом более (или равно) 2 мл и менее (или равно) 60 мл. Таким образом, законодатель ограничил данную характеристику крайним нижним и крайним верхним значениями.
Кроме того, в соответствии с требованиями оформления технического задания на закупку шприцевого насоса в соответствии с ГОСТ Р 57504-2017 Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые, объемы использования шприцов установлены как 5, 10, 20, 30, 50/60 мл.
При этом, в приложении N3 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком содержится инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, руководствоваться которой участник обязан при заполнении заявки на участие в аукционе.
Так, согласно правилам чтения арифметических знаков в случае, если значение показателя представлено: в виде диапазона, указанного через тире "-" или "-" участнику закупки необходимо представить в подаваемом предложении диапазонное значение (при этом участник вправе включать крайние значения).
Исходя из смысла указанной инструкции в отношении значения показателя "Объем шприца: 2 - 60" участнику закупки необходимо указать диапазонное значение, при этом крайние значения могут быть включены, а могут быть и не включены.
При этом ИП Карибов Р.В. указал характеристику показателя "Объем шприца": 5 - 60, что не противоречит инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Таким образом, участником закупки ИП Карибовым Р.В. подана заявка, которая соответствует требованиям приложения N1 "Описание объекта закупки", в связи с чем заявка ИП Карибова Р.В. не законно и не обосновано отклонена заказчиком.
2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения при формировании извещения, так в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к извещению о проведении закупки) Заказчик установил значение показателя "Объем шприца" как неизменный диапазонный показатель: 2 - 60, т.е. изменив характеристики, предусмотренной КТРУ.
Однако в Описании объекта закупки установлена дополнительная характеристика к тому же показателю (объему используемых шприцов): не менее: 5, 10, 20, 30, 50(60) (мл), согласно п. 5 ГОСТ Р 57504-2017 Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые.
Описание объекта закупки (Приложение N1 к извещению о проведении закупки) содержит в себе два противоречащих и двусмысленных значения показателя к объему шприца.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Таким образом Заказчику к поставке требуется шприцевой насос с объемом используемых шприцов: не менее: 5, 10, 20, 30, 50(60) (мл).
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика, установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ при формировании извещения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Карибова Р.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая специализированная клиническая инфекционная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200035422000175 Поставка медицинских изделий (шприцевой насос), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ст. 23, 42, 49, 33 Закона 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 ноября 2022 г. N 026/06/106-2075/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022