Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от ФГБНУ "Северо-Кавказский Федеральный Научный Аграрный Центр" - Скрипчинский В.В.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России 09.11.2022 г. поступила жалоба ФГБНУ "Северо-Кавказский Федеральный Научный Аграрный Центр" на действия заказчика - Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001122000377 "Саженцы деревьев декоративных лиственных, а также хвойных пород для нужд города Ставрополя".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 16.11.2022 г. с вызовом сторон по делу.
16.11.2022 г. комиссия, выслушав доводы присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из буквального толкования положений ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Согласно описания объекта закупки заказчик устанавливает требование что при поставке саженцев деревьев, поставщик должен соблюдать:
ГОСТ 24909-81 "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород", ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов"
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является "Саженцы деревьев декоративных лиственных, а также хвойных пород для нужд города Ставрополя", со следующими характеристиками:
02.10.11.200 Саженцы деревьев и кустарников, при поставке саженцев деревьев, Поставщик должен соблюдать:
ГОСТ 24909-81 "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород", ГОСТ 25769-83 Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов".
В разделе 3 указаны, Наименование товара, Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
Так для деревьев декоративных лиственных пород указаны требования согласно Разделу 3. "Спецификация" Приложения N1 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона: 1.Высота -свыше 2,5 м до 3,0 м включительно (диапазонное значение); 2. Диаметр штамба -свыше 3,0 см до 4,0 см включительно (диапазонное значение); 3.Длина корневой системы - не менее 40 см (неизменное значение); 4. Размер кома - не менее 100 см х100 см. х 60 см (неизменное значение).
Для деревьев хвойных пород (Ель европейская. Ель Энгельмана) указаны требования, согласно Разделу 3. "Спецификация": по Высота - свыше 2,5 м до 3,0 м включительно (диапазонное значение); 2. Диаметр штамба - свыше 3,0 см до 4,0 см включительно (диапазонное значение); 3.Длина корневой системы - не менее 40 см (неизменное значение); 4. Размер кома - не менее 50 см х 50 см х 40 см (неизменное значение).
При этом, как установила комиссия, заказчиком нарушено описание объекта закупки, при формировании извещения, поскольку характеристики указанные в техническом задании заказчика противоречат характеристикам Гостов указанных заказчиком в документации, так:
Согласно ГОСТ 24909-81 "Саженцы деревьев декоративных лиственных пород" при высоте саженцев - свыше 2,5 м до 3,0 м включительно, что соответствует стандартам для второй группы 2-го сорта, диаметр штамба должен быть в диапазоне свыше 2,5 до 3,0 см включительно. Диаметр земляного кома для саженцев высотой свыше 2,5 м до 3,0 м включительно для второй группы по ГОСТ 24909-81 размер земляного кома 0,8 х 0,8 х 0,5 м.
Согласно ГОСТ 25769-83 "Саженцы деревьев хвойных пород для озеленения городов" для деревьев хвойных пород при. высоте свыше 200 см. до 300 см включительно, что соответствует норме для саженцев 4-й группы, размер земляного кома должен быть не менее 130 х 130 х 60 см. Также в ГОСТ 25769-81 для саженцев хвойных пород не предусмотрен показатель "диаметр штамба", а применяется показатель "диаметр кроны", который не указан в функциональных, технических и качественных характеристиках товара.
Таким образом характеристики указанные в техническом задании противоречит характеристикам указанным в ГОСТе указанном заказчиком.
Необходимо отметить, согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
С учетом изложенного, в действиях заказчика установлены нарушения Закона о контрактной системе, при формировании извещения о проведении закупки.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГБНУ "Северо-Кавказский Федеральный Научный Аграрный Центр" на действия заказчика - Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001122000377 "Саженцы деревьев декоративных лиственных, а также хвойных пород для нужд города Ставрополя" - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ст. 42, 33 Закона 44-ФЗ, в связи чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 ноября 2022 г. N 026/06/106-2085/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022