Резолютивная часть решения оглашена 14.11.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "2-М" (г. Ярославль) на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного питания получателей социальных услуг (N закупки 0128200000122006293) в открытом заседании, в присутствии _. представителя ГБУСОВО "Копнинский психоневрологический интернат"(доверенность от 10.11.2022 N15), ГБУСО ВО "Арбузовский психоневрологический интернат имени Александра Лукича Лосева" (доверенность от 10.11.2022 N 01-20/396), ГКУСОВО "Собинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (доверенность от 10.11.2022 N1200), ГБУСОВО "Петушинский комплексный центр социального обслуживания населения" (доверенность от 10.11.2022 NЦСОН-755-02-12), ГБУСОВО "Собинский психоневрологический интернат" (доверенность от 16.09.2022 N29), ГКУСОВО "Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (доверенность от 10.11.2022 N15); представителя ООО "2-М" ..., представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _.
11.11.2022 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 14.11.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/32-775/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
07.11.2022 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "2-М" на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного питания получателей социальных услуг (N закупки 0128200000122006293).
Заявитель полагает, что положения извещения рассматриваемого открытого конкурса нарушают законодательство о контрактной системе в сфере закупок, а именно ограничивают количество участников закупки.
В частности, заявитель указывает на то, что Приложением N 9 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах" ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Кроме того, заявитель указывает, что требование о предоставлении участником закупки трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчиков возразил относительно существа жалобы, выразил мнение о ее необоснованности, так как полагает, что извещение открытого конкурса в электронной форме не содержит каких-либо положений, нарушающих законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель уполномоченного органа также выразил мнение о том, что извещение открытого конкурса в электронной форме не содержит нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.10.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0128200000122006293 на оказание услуг по организации ежедневного питания получателей социальных услуг.
Начальная максимальная цена контракта составляет 109 717 235,26 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок участников закупки заказчик использует в том числе следующий критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
На основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ N 2604 от 31 декабря 2021 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N2369 и признать утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации" (далее- постановление Правительства РФ N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул, указанных в подпунктах "а"-"з".
В пункте 2 раздела II Приложения N 9 установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта |
70 |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
100 |
Оценка заявок осуществляется по формуле предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов |
В силу пункта 30 Постановления Правительства РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 постановления Правительства РФ N 2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В пункте 2 раздела II Приложения N 9 установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30% |
Наличие квалифицированных специалистов, необходимых для осуществления контроля за качеством и безопасностью производимой и поставляемой продукции и оказываемых услуг |
50 |
Оценка заявок по количеству шеф-поваров осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
Где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки". Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
| |||||||
2)Наличие квалифицированных специалистов, необходимых для осуществления контроля за качеством и безопасностью производимой и поставляемой продукции и оказываемых услуг. |
50 |
Оценка заявок по количеству квалифицированных поваров (не ниже 4 разряда) осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения:
Где: Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки". Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Рассмотрев данный критерий и формулу его подсчета, Комиссия приходит к выводу о том, что данный критерий в полном объеме соответствует положениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ N 2604.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что ни Закон о контрактной системе в сфере закупок, ни постановление Правительства РФ о N 2604 не содержит требований об обязательном установлении предельного максимального показателя по нестоимостным критериям.
Таким образом, в порядке оценки по показателю заказчик вправе устанавливать значение показателя без максимальной границы предоставляемых сведений участниками закупки, следовательно, заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.
В тоже время Комиссия Владимирского УФАС России констатирует, что требование заказчика о предоставлении трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности обусловлено также пп.б п.30 постановления Правительства РФ 2604.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "2-М" на положения извещения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации ежедневного питания получателей социальных услуг (N закупки 0128200000122006293) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 ноября 2022 г. N 033/06/32-775/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2022