Резолютивная часть оглашена:
09.11.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов N 93 имени ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени "Куйбышевгидростроя"" (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (капитальный ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей (АПС и СОУЭ)) (извещение N 0842300004022000199, начальная (максимальная) цена контракта - 2 177 454,10 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
12.08.2022 между Заказчиком и ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" был заключен контракт N199-203597.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работу (далее - работа) на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (капитальный ремонт систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей (АПС и СОУЭ)), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Согласно пункту 4.1. Контракта работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Начало выполнения работ - день следующий за днем подписания контракта.
Окончание выполнения работ - "14" октября 2022 г.
Датой исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами документа о приемке (пункт 4.2 Контракта).
Таким образом, Подрядчик должен был приступить к исполнению Контракта с 13.08.2022. Однако Подрядчик к выполнению работ не приступил.
26.08.2022 г. Заказчик направил в адрес ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" претензию о начислении штрафа и пени за просрочку исполнения контракта в размере 7 933 руб. 01 коп.. Указанная сумма была полностью погашена Подрядчиком.
01.09.2022 г. от Подрядчика в адрес Заказчика поступило письмо с предложением увеличения сметной стоимости контракта на 30% в связи с увеличением рыночной стоимости оборудования и материалов, а также стоимости работ.
16.09.2022 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с предложением расторжения контракта по обоюдному согласию сторон.
10.10.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию N73 с просьбой приступить к работам.
18.10.2022 г. в связи с невыполнением работ по Контракту Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию о начислении пени.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч.2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
18.10.2022 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 29.10.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" указанным правом не воспользовалось, в указанный срок нарушения положений контракта не устранило.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, ООО "АЛЬВИС-ГРУПП", не выполнены.
Из письменных пояснений ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" следует, что 01.09.2022 в ответ на претензию Заказчика Общество сообщило Заказчику, что при запросе цен на оборудование и материалы, Общество столкнулось с несоответствием рыночных цен на строительные ресурсы с ценами, указанными в локальном сметном расчете. В результате чего, ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" просило Заказчика увеличить стоимость Контракта. 16.09.2022 письмом N253 Общество в связи с изменившимися условиями стоимости оборудования и материалов, просило расторгнуть Контракт по соглашению сторон. При принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик не принял во внимание информацию о невозможности исполнения обязательств по контракту, без изменения стоимости Контракта. Общество с принятым Заказчиком Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта не согласилось, 24.10.2022 направило возражение. Общество просило не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, прогнозируемый рост цен на продукцию, необходимую для выполнения работ по объекту закупки, является предпринимательскими рисками подрядчика, не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает его от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "АЛЬВИС-ГРУПП" (ИНН: 7453278663; КПП: 745301001, адрес: Юридический адрес: 454090, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, д.61) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: Вербий Елена Александровна (ИНН: 745307884603) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "АЛЬВИС-ГРУПП", Вербий Е.А. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 ноября 2022 г. N РНП-63-417
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022