Резолютивная часть оглашена
15.11.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "МС Групп" на положения извещения по объекту закупки: поставка специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (извещение N 0242100000522000223, начальная (максимальная) цена контракта - 2 916 247,00 руб.),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МС Групп" на положения извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводам Заявителя:
- заказчик не установил ограничения по Постановлению Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.;
- установлено излишнее требование при описании объекта закупки, а именно к материалу изделия - "многослойный полиэтилен", что исключает поставку медицинских изделий, например из поливинилхлоридных пластиков;
- при описании объекта закупки Заказчиком допущена техническая опечатка, которая могла быть исправлена путем внесения изменений в извещение об осуществление закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель считает, что заказчик не установил ограничения по Постановлению Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.
Из письменных возражений Заказчика следует, что список технических характеристик и функций, приведенных в ГОСТ Р 58235-2018, не является исчерпывающим. Проведенный анализ рынка показал наличие не менее двух моделей Мочеприемников ножных носимых со сливным краном, удовлетворяющим совокупности установленных характеристик.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару, исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно извещения и технического задания, заказчик закупает "Мочеприемник ножной носимый со сливным краном, стерильный" КТРУ 32.20.13.190-00006901, со следующими характеристиками: "Мешок для сбора мочи с дренажной трубкой и переходником для соединения с урологическим катетером или уропрезервативом, носимый на теле и фиксирующийся к ноге с помощью специальных парных ремешков (идут в комплекте). Основная емкость; дренажная трубка; сливной клапан (кран). На без нетканой подложке. Наличие антирефлюксного сливного клапана (крана). Дренажная трубка изготовлена из гладкого материала. Объем основной емкости 750 мл. Материал основной емкости - многослойный полиэтилен. Длина тренажной трубки 50 см. Стерильно и нестерильно".
Согласно примечанию к перечню медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ N102), для однозначного отнесения закупаемого медицинского изделия к медицинскому изделию, включенному в данный перечень, необходимо одновременное соблюдение 2 обязательных условий: Совпадений классификационных признаков медицинского изделия и совпадения кода ОКПД2 и (или) кода вида медицинского изделия.
В связи с тем, что условие применения Постановления Правительства РФ N102 является одновременное совпадение двух признаков, данное Постановление и не было применено Заказчиком, так как по классификационному признаку, а именно "Дренажная трубка изготовлена из гладкого и гофрированного материала. Объем основной емкости 750 мл. Материал основной емкости - многослойный полиэтилен. Длина тренажной трубки 50 см" закупаемый товар не соответствует указанному Постановлению
В целях максимально широкого удовлетворения потребностей инвалидов, с учетом их потребностей, при формировании описания объекта закупки Заказчиком выделены указанные выше дополнительные требования.
Данные действия Заказчика не нарушают норм действующего законодательства о закупках. Указанный довод заявителя признан необоснованным.
Из жалобы следует, что Заказчиком установлено излишнее требование при описании объекта закупки, а именно к материалу изделия - "многослойный полиэтилен", что исключает поставку медицинских изделий, например из поливинилхлоридных пластиков.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из возражений Заказчика следует, что при указании расширенных требований к функциональным и потребительским характеристикам Заказчик руководствовался следующими положениями: в соответствии со ст. 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Кроме того, действия Заказчика по формированию описания объекта закупки направлены на защиту интересов получателей и на реализацию их права на получение за счет средств Федерального бюджета технических средств реабилитации, предусмотренного Федеральным законом N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Заказчик считает, что полиэтилен и поливинилхлорид (ПВХ) имеют своей базовой основой этилен - бесцветный горючий газ. При участии хлора и кислорода производится полимеризация этилена, в результате которой при определенных температурах и давлении получаются макромолекулы, из которых и получаются пластики. Температурные переделы, при которых полиэтилен и ПВХ плавятся, одинаковы и лежат в диапазоне температур, превышающих 100 градусов Цельсия. Оба пластика являются превосходными диэлектриками, обладают повышенной устойчивостью к кислотам и щелочам (при нормальной температуре, не превышающей 60-80 градусов Цельсия), в связи с этим заказчик не видит разницы между ПВХ и Полиэтиленом. В ответе на запрос о разъяснении положений извещения Заказчик указал, что требование заказчика "многослойный полиэтилен" не исключает поставку медицинских изделий из иных пластиков, соответствующих требованиям закупки.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г., по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Комиссия отмечает, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе, к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка товара, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар по характеристикам, отвечающим требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
При этом, отсутствие у возможного потенциального участника закупки товара с требуемыми Заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, данная позиция также отражена в судебной практике (Постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по делу N А65-33329/2018, Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 9 января 2019 года по делу N А45-33037/2018).
Под описание закупки, указанного в аукционной документации, подходит несколько моделей мочеприемников.
На рынке представлено как минимум два производителя мешков для сбора мочи ножных, которые состоят из многослойного полиэтилена.
На заседание Комиссии Самарского УФАС России представители Заказчика представили копии коммерческих предложений, которые стали основанием для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, из трех коммерческих предложений, которые содержали ценовую информацию с учетом требований Заказчика установленной в аукционной документации.
Таким образом, заявителем не доказан факт, что требования и условия, включенные в закупку, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Согласно доводам жалобы при описании объекта закупки Заказчиком допущена техническая опечатка, которая могла быть исправлена путем внесения изменений в извещение об осуществление закупки. Заявитель указывает, что среди требований к техническим и функциональным характеристикам товара Заказчик указал "стерильно и нестирильно", что является противоречивым.
В разъяснениях на запрос, поступивший 02.11.2022 г., заказчик указал, что указание на "нестерильно" является технической опечаткой. Указанное разъяснение размещается Заказчиком в ЕИС и является общедоступным для всех участников закупок.
Таким образом, указанные разночтения не могут свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и о нарушении положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МС Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2022 г. N 481-14855-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022