Резолютивная часть оглашена
15.11.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "МС Групп" на положения извещения по объекту закупки: поставка специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (извещение N 0242100000522000228, начальная (максимальная) цена контракта - 14 240 250,00 руб.),
в присутствии представителей:
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МС Групп" на положения извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводам Заявителя:
- положения Извещения о закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N620, там самым нарушив права и законные интересы заявителя;
- Заказчик не установил ограничения, предусмотренные Перечнем N2 Постановления Правительства РФ N102;
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель считает, что положения Извещения о закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N620, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620), ссылается на классификатор, утверждённый Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Приказ 4н), который издан во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из возражения Заказчика следует, что Заказчик работает по классификатору, утверждённому Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" (далее - Приказ N 86н), который издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", которое в свою очередь издано во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В свою очередь, Приказ 4н так же издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента N 636).
Указом Президента N 636, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации разделено на 2 министерства:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав РФ);
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд РФ).
Согласно Указу Президента N 636, реабилитация инвалидов относится к деятельности Минтруда, а Фонд социального страхования Российской Федерации, подчиняется Минтруду.
Таким образом, закупки по Приказу 4н осуществляет Минздрав РФ, а Заказчик закупает товары по другому классификатору, утверждённому Приказом N86н, и к данной закупке Постановление N 620 не относится.
Указанный довод заявителя является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик не установил ограничения, предусмотренные Перечнем N2 Постановления Правительства РФ N102.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей.
В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает: документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару, исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., указание заказчиком в документации о закупе особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно извещения, и технического задания, заказчик закупает "Калоприемник для колостомы закрытый, однокомпонентный" КТРУ 32.50.13.190-00006905, со следующими характеристиками: "Наклеивается на кожу вокруг стомы, служит для сбора отделяемого из кишечной стомы. Единое, целое, неделимое изделие, состоящее из плоской пластины, емкости - мешка для сбора каловых масс, фильтра. Встроенная адгезивная пластина плоская с защитным покрытием и шаблоном для вырезания отверстий под стому. Имеется фильтр калоприемника. Мягкая нетканая подложка. Многослойный полиэтилен, не пропускающий запах. Размеры вырезаемого отверстия в пластине в зависимости от потребности Заказчика от 35 мм до 80 мм", "Калоприемник для кишечной стомы открытого типа, однокомпонентный" КТРУ 32.50.13.190- 00006906, со следующими характеристиками: "Наклеивается на кожу вокруг стомы, служит для сбора отделяемого из кишечной стомы. Единое, целое, неделимое изделие, состоящее из плоской пластины, емкости для сбора каловых масс-мешка с дренажным отверстием, снабжено встроенной застежкой многократного использования, фильтра. Встроенная адгезивная пластина плоская с защитным покрытием и шаблоном для вырезания отверстий под стому. Мягкая нетканая подложка. Многослойный полиэтилен, не пропускающий запах. Предназначено для опорожнения калоприемника. Располагается в нижней части мешка, снабжено встроенной застежкой многократного использования. Имеется фильтр калоприемника. Размеры вырезаемого отверстия в пластине в зависимости от потребности Заказчика от 35 мм до 80 мм".
Согласно примечанию к перечню медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102), для однозначного отнесения закупаемого медицинского изделия к медицинскому изделию, включенному в данный перечень, необходимо одновременное соблюдение 2 обязательных условий: Совпадение классификационных признаков медицинского изделия и совпадение кода ОКПД2 и (или) кода вида медицинского изделия.
В связи с тем, что условие применения постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 является одновременное совпадение двух признаков, данное постановление и не было применено Заказчиком, т.к. по классификационному признаку, а именно "Размеры вырезаемого отверстия в пластине в зависимости от потребности Заказчика от 35 мм до 80 мм" закупаемый товар не соответствует указанному постановлению. В целях максимально широкого удовлетворения потребностей инвалидов, с учётом их потребностей, при формировании описания объекта закупки Заказчиком выделены указанные выше дополнительные требования. Данные действия Заказчика не нарушают норм действующего законодательства о закупках, Заказчиком правомерно не применено постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МС Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2022 г. N 479-14855-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022