Резолютивная часть оглашена
15.11.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Тольяттинский психоневрологический диспансер" о включении сведений об ИП Кораблин Данил Владимирович в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка офисного приложения Microsoft Office Home and Business 2021 Rus (извещение - 0142200001322017638, начальная (максимальная) цена контракта - 201 528,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о Поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
22.08.2022 г. между Заказчиком и ИП Кораблиным Д.В. был заключен контракт N147 на поставку офисного приложения Microsoft Office Home and Business 2021 Rus.
Согласно пункту 1.1. Контракта предметом настоящего контракта является: Поставка офисного приложения Microsoft Office Home and Business 2021 Rus (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Из пункта 4.2. Контракта следует, что вся упаковка должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, иметь следующую маркировку:
Наименование Товара; Государственный контракт (реквизиты: номер и дата); Заказчик (название); Поставщик (название компании); Пункт назначения; Грузоотправитель; Ящик/контейнер N, всего ящиков/контейнеров; Размеры (высота, длина, ширина);Вес брутто (кг); Вес нетто (кг).
Два экземпляра упаковочного листа с описанием Товара, указанием веса нетто, веса брутто, количества, указанием номера и даты Контракта, с приложением документации на Товар должны сопровождать каждый ящик/контейнер. Один упаковочный лист должен находиться внутри ящика/контейнера, другой крепится с внешней стороны в водонепроницаемом конверте (пункт 4.3 Контракта).
В соответствии с пунктом 5.2. Контракта при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Товар, выданного уполномоченным органом;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию, инструкцию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
в) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (при наличии);
г) декларация о соответствии продукции (при наличии).
В день поставки Товара, но не позднее передачи Товара Заказчику, документы о приемке Товара, составленные по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируются, подписываются и размещаются Поставщиком в единой информационной системе.
6.1. Приемка поставленного Товара на соответствие его всем условиям контракта осуществляется Заказчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления подписанного Поставщиком документа о приемке в единой информационной системе, и получения всех необходимых документов, предусмотренных контрактом.
При передаче Товара Заказчику в Месте доставки Заказчик осуществляет:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки Товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар, при этом документы о приемке товара должны содержать помимо прочих обязательных сведений, наименование товара в соответствии с его наименованием, указанным в контракте и регистрационном удостоверении на медицинское изделие, краткие характеристики товара, позволяющие его идентифицировать, артикул или каталожный номер (при наличии у производителя товара). В противном случае, Заказчик вправе отказаться от приемки товара";
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.
Из пункта 6.2. Контракта следует, что приемка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
По факту приемки Товара в сроки, указанные в п.6.1 контракта Заказчик подписывает документы о приемке товара или формирует мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Формирование, подписание и размещение Сторонами документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке осуществляется с использованием единой информационной системы в сфере закупок в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Поставщик обязан устранить своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара в течение 5 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа Заказчика.
Из обращения Заказчика следует, что 02.09.2022 г. Поставщиком был доставлен Товар, не соответствующий требованиям Контракта о качестве товара и о его приемке, о чем комиссией Заказчика 07.09.2022 был составлен акт о некачественном товаре с указанием выявленных недостатков товара фиксацией нарушений при помощи фотосъемки.
Поставщиком были нарушены условия Контракта. Товар был поставлен в картонной коробке без необходимых документов и без защиты, в связи с чем не был исключен доступ к содержимому посылки посторонними людям с момента отправки товара Поставщиком до момента получения товара Заказчиком. В таре находился Товар - пакет офисных программ - в количестве 6 шт. При вскрытии одного из пакетом оказалось, что указанный ключ уже был использован.
21.09.2022 Заказчик через ЕИС в адрес Поставщика направил претензию с требованием оплатить штраф. В этот же день претензия была получена Поставщиком.
Поставщик не предоставил необходимые документы на Товар, на момент подготовки Заказчиком претензии, документы о приемке Товара, составленные по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации, не размещены Поставщиком в Единой информационной системе.
Выявленные недостатки не позволяют своевременно произвести работы по установке офисного приложения Microsoft Office Home and Business 2021 Rus, в связи с чем Заказчик не имеет возможности улучшить производительность и обеспечить стабильность работы организации.
26.09.2022 Заказчиком, через ЕИС, был получен счет на оплату Товара.
28.09.2022 Заказчик направил через ЕИС в адрес Поставщика мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара.
10.10.2022 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено в ЕИС 18.10.2022 г.
Таким образом Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 29.10.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не выполнены.
Из письменных пояснений ИП Кораблина Д.В. следует, что Поставщик фактически выполнил свое обязательство, своевременно передав Заказчику Товар в полном объеме и надлежащего качества. Основанием для одностороннего принятия решения Заказчика от исполнения Контракта послужила поставка Товара якобы ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок. Названные недостатки Товара выявлены по результатам проведенной комиссией Заказчика экспертизы при помощи фотосъемки. Вместе с тем, к мотивированному отказу не приложены заключение по результатам экспертизы либо документ, оформленный в свободной форме, с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения. В Решении об одностороннем отказе не приведены сведения о конкретных недостатках Товара, а также об использованных в ходе экспертизы методиках и критериях проверки товара. Не имеется каких-либо сведений о наличии статуса (признаков) экспертного учреждения в соответствующей сфере у Заказчика либо его сотрудников (членов комиссии). Само программное обеспечение Microsoft Office Home and Business 2021 Rus легально приобретено Поставщиком в рамках системы параллельного импорта. Поставщиком явно выражались намерения к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом. Просили отказать во включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) Поставщика лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Довод ИП Кораблина Д.В., что Заказчик не имеет статус экспертного учреждения, Комиссия Самарского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 94 Закона экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Законом.
Следовательно, законодательство не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций к проведению экспертизы, а предоставляет право выбора на свое усмотрение: экспертизу осуществлять собственными силами заказчика (внутреннюю экспертизу); экспертизу осуществлять с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора (внешнюю экспертизу).
Более того, часть 10 статьи 95 Закона указывает на право (а не обязанность) Заказчика о проведении экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что оценка качества Товара проводилась Заказчиком в полном соответствии с требованиями Закона и Контракта.
Вместе с тем, следует отметить, что Поставщиком не представлены результаты независимой экспертизы на соответствие Товара.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Кораблина Д.В. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что сведения об ИП Кораблине Д.В. ранее были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Кораблин Данил Владимирович (ИНН: 027619478493, адрес: ул. Рябиновая, 7, 212, г. Одинцово, Московская область, 143006), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об ИП Кораблин Д.В. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2022 г. N РНП-63-429
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2022