Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Черноколпакове Д.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (101,377) (изв. N 0856500001122000017),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856500001122000017 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (101,377). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 956 683,87 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 03.11.2021 N 13111/22) рассмотрение обращения было назначено на 08.11.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 10.11.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
01.03.2022 г. между Заказчиком и ИП Черноколпаковым Д.С. заключен контракт N 21-ОПП-22 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (101,377) на сумму 2 956 683,87 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, указанных в Контракте, 12.10.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 13 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
1.2. Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту.
1.3. Объемы работ установлены приложением N 3 к Контракту.
6.1. Заказчик вправе:
6.1.2. требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта;
6.4. Подрядчик обязан:
6.4.1. реализовывать пассажирам билеты, предоставленные Заказчиком в соответствии с заключенным Сторонами соглашением;
6.4.4. приступить к выполнению предусмотренных Контрактом работ в течение 2 календарных дня со дня заключения Контракта, но не ранее 01.03.2022 г.;
6.4.22. обеспечивать информирование пассажиров об условиях перевозок в соответствии с приложением N 18 к Контракту;
6.4.23. обеспечить чистоту салонов транспортных средств в соответствии с приложением N 19 к Контракту;
6.4.24. обеспечить внешнее и внутреннее оформление транспортных средств в соответствии с приложением N 20 к Контракту.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.10.2022 г.
Вместе с тем, при помощи использования функционала ЕИС установлено, что указанное решение Заказчика было получено Исполнителем 18.10.2022 г.
Таким образом, в данном конкретном случае, датой надлежащего уведомления является 18.10.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 31.10.2022 г. Информация об ИП Черноколпакове Д.С. направлена в адрес Пермского УФАС России 02.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Исполнитель, в нарушении п. 11.1 Контракта, услуги в полном объеме оказаны не были.
Заказчик также пояснил, что до октября Исполнитель взятые на себя обязательства выполнял без нарушений, добросовестно.
03.10.2022 г. - Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо исх. N 96 от 03.10.2022 г., в котором указал на невозможность исполнения Контракта.
Исполнитель в телефонном разговоре пояснил, что Контракт в октябре не мог быть исполнен в связи с отсутствием необходимых сотрудников, о чем также в известность был поставлен Заказчик.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС (реестровый номер N 2590437986422000010), Исполнитель до октября услуги выполнял надлежащим образом, что подтверждается: счетом на оплату N 08 от 05.04.2022 г. на сумму 368 366, 58 руб.; счет-фактурой N 1 от 12.04.2022; платежным поручением N 428414 от 28.04.2022 г. на сумму 277481, 64 руб.; платежным поручением N 428413 от 28.04.2022 г. на сумму 90884, 94 руб.; счет на оплату N 09 от 05.05.2022 г. на сумму 362 538, 18 руб.; счетом-фактурой N 2 от 13.05.2022; платежным поручением N 534769 от 24.05.2022 г. на сумму 86782, 90 руб.; платежным поручением N 534770 от 24.05.2022 г. на сумму 275755, 28 руб.; счетом на оплату N 12 от 05.06.2022 г. на сумму 360 621, 87 руб.; счетом-фактура N 3 от 08.06.2022 г.; платежным поручением N 638429 от 17.06.2022 г. на сумму 284745, 56 руб.; платежным поручением N 638427 от 17.06.2022 г. на сумму 75876,31 руб.; счетом на оплату N 14 от 04.07.2022 г. на сумму 362 538, 18 руб.; счетом-фактура N 4 от 07.07.2022 г.; платежным поручением N 758051 от 14.07.2022 г. на сумму 87602, 53 руб.; платежным поручением N 758052 от 14.07.2022 г. на сумму 274935, 65 руб.; счетом на оплату N 15 от 04.08.2022 г. на сумму 371 138, 58 руб.; счетом-фактуры N 5 от 09.08.2022 г.; платежным поручением N 886574 от 15.08.2022 г. на сумму 81058,41 руб.; платежным поручением от 15.08.2022 г. на сумму 290080,17 руб.; счетом на оплату N 18 от 05.09.2022 г. на сумму 354 031, 07 руб.; счетом-фактуры N 6 от 07.09.2022 г.; платежным поручением N 1029308 от 20.09.2022 г. на сумму 94867,18 руб.; платежным поручением N 1029306 от 20.09.2022 г. на сумму 259163, 89 руб.; счетом на оплату N 20 от 04.10.2022 г. на сумму 149 083, 16 руб.; счетом-фактуры N 7 от 05.10.2022 г.; платежным поручением N 1174510 от 24.10.2022 г. на сумму 192547,91 руб.; платежным поручением N 1174508 от 24.10.2022 г. на сумму 77092,42 руб.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт исполнения большей части услуг по Контракту ИП Черноколпакове Д.С., предусмотренного условиями Контракта, что отражено в решении об одностороннем отказе.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных ИП Черноколпакове Д.С. обязательств - 2 481 807,30 руб., что составляет 83,9 % от цены контракта.
Комиссия отмечает, что Заказчик не настаивает на включении ИП Черноколпакова Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Черноколпакове Д.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Черноколпакове Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 ноября 2022 г. N РНП-59-477
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2022